Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет
(Пушкин)
Пушкин, в отличие от нынешних, понимал в экономике. Понимал, что богатство страны и народа - это и есть тот самый "простой продукт", произведённый тем самым народом. Вот был авиационный завод, который спасал страну в обоих мировых войнах, который сделал её великой авиационной державой. Выпускал вполне конкурентоспособную продукцию как военного, так и гражданского назначения. Руководили заводом грамотные, достойные люди, решающие сложные задачи, добивающиеся нужного результата, работающие на перспективу. Но времена изменились, поменялись и приоритеты.
2. На смену красным директорам пришли эффективные менеджеры.
Ещё лет 20 назад "красный директор" звучало чуть ли не как оскорбление. Власть над заводами от инженеров перешла к финансистам, ничего не понимающим в производстве. И началась тотальная оптимизация. Инвесторами стали называть себя спекулянты акциями, которые даже и не видели, что и кто стоит за "бумагами", которые они перепродают. Во главе угла стала сиюминутная прибыль. Как быстро получить прибыль с завода? Оборудование сдать на металлолом, землю продать под застройку - быстро и эффективно. Себя обеспечили, а остальное не важно.
"Мы построим постиндустриальное общество!" Не бывает постиндустриальных обществ, читайте Пушкина Адама Смита. Китайцы это прекрасно усвоили. И их "простой продукт" даст им власть над миром. Вы скажете - у нас тоже есть "простой продукт": нефть, газ, металл, лес. Вспомните, как быстро рухнула могучая держава СССР, когда обвалились цены на нефть. Но тогда у нас было производство, пусть неэффективное, но выкарабкаться стране оно позволило. А сейчас и его нет. Мы разучились строить самолёты. Одна шумиха да пыль в глаза. Кто их будет делать? Офисный планктон?
3. Офисы побеждают заводы. Офисные здания растут в Москве как грибы после дождя - быстро и много.
4. "Тебе повезло, ты не такой. как все, ты работаешь в офисе".
Я прекрасно понимаю, что авиационный завод со своей взлётной полосой в пяти километрах от Кремля уже невозможен. Но комплектующие можно же делать! Затея с Суперджетами провалилась не только из-за их низкой надёжности, но и из-за никудышного сервиса и отсутствия запчастей. 3/4 комплектующих закупается за рубежом, а свой завод отправляем на свалку?
5.
6. Крылья нам уже не нужны.
7. За последние 20 лет ничего принципиально нового не создано. В лучшем случае как-то дорабатываем то, что создано в 1980-х.
8. Имея мощные компьютеры не можем повторить того, что рассчитано на арифмометрах и логарифмических линейках.
9.
10.
11.
12.
13. Сколько сейчас стоит завод, как оценить? Увы, но сейчас стоимость завода складывается из стоимости земли, на которой он стоит и стоимости металлолома, в который превращается оборудование и строительные конструкции.
14.
15. Даже МиГ-29, стоявший здесь в качестве памятника куда-то сплавили. А что, ценного металла в нём много, машина большая.
16.
17. А пока хозяевами завода становятся кошки, они заполняют собой оставшуюся без хозяина территорию. Так что если пойдёте на экскурсию, захватите с собой корм для них ибо этим владельцам завода живётся голодно.