Ивантеевка до- и послевоенная

Dec 07, 2019 22:30

    Как и в прошлом году, туристическую часть велосезона я закончил Ивантеевкой. В прошлом году прокатился по самой старой её части, дореволюционной. В этом посмотрел дома 1930-40 и 1950-60 годов постройки. С 1940 по 1950-й практически ничего не строилось. Чего-то выдающегося обнаружить не удалось, но вот кварталы послевоенных двухэтажек доживают последние годы, поэтому решил запечатлеть их для истории. Прямой автомобильной дороги между Королёвым и Ивантеевкой нет. Она когда-то была, но для того, чтобы любители объезжать пробки на Ярославке не затыкали оба города, на дороге этой поставили шлагбаум, который открывают только для проезда машин экстренных служб. Для велосипеда шлагбаум не проблема, поэтому я без труда доехал до улицы Толмачёва, а уже с неё на Советский проспект.



2. В границах Советского проспекта, Центрального проезда и Вокзальной улицы находится квартал двух- и трёхэтажных домов, построенных в период с 1951 по 1961 годы.


3. Проспектом назвать это, конечно, сложно, а вот симпатичные домики попадаются.


4. Дома ремонтируют, а вот дворы совсем не ухоженные. Не знаю, дойдут ли до них руки у местной администрации..


5. Дома, стоящие в глубине квартала и по улице Вокзальной, выглядят похуже.


6.


7. Дворы большие, но благоустройство минимально.


8. По соседству с этим кварталом старая детская художественная школа.


9. Эти два дома смотрят окнами в Ивантеевский лес, место тихое, хорошее, но вот дороги....


10.


11. А это дома уже на Центральном проезде.


12. Перемещаемся на Оранжерейную улицу. Здесь сохранились три двухэтажных шлакоблочных дома 1950-х годов постройки.


13. Примерно такие же дома и на Первомайской.


14. Многие подобные дома строились хозспособом. После работы по основному месту люди шли на стройку, строили себе жильё.


15. Ближе к улице Жильцова стоят две вполне приличные трёхэтажные сталинки.


16. Обе угловые.


17.


18.


19. Между улицей Жильцова и Советским проспектом расположен квартал конструктивистских домов.


20.


21. Улица названа в честь командира первой атомной подводной лодки контр-адмирала Жильцова, жившего в одном из этих домов.


22. Понятно, что когда он командовал лодкой, жил он в другом месте.


23. Всё-таки жёлтый цвет - это не для конструктивизма.


24.


25.


26. Со двора три трёхэтажных дома вполне похожи на сталинки.


27. Но это не так, это конструктивистские дома 1928-29 годов постройки.


28. В весьма, кстати, хорошем состоянии.


Застройка города велась в связи с развитием промышленных предприятий. Продолжала развиваться традиционная для города текстильная промышленность. Причём какими-то невероятными темпами. В 1931 году в рабочем посёлке вошла в строй хлопкопрядильная фабрика им. Лукина. Все три фабрики составили трикотажный комбинат, на котором в 1931 году было занято 3768 рабочих. К 1933 на фабриках посёлка было занято уже 6,6 тысячи рабочих. В 1929-1930 через посёлок прошла железная дорога Болшево - Фрязино, связавшая его с железнодорожной линией Ярославского направления.
    27 декабря 1937 года вышло постановление Президиума Московского областного Исполнительного Комитета Советов РК и КД, которым рабочий посёлок Ивантеевка был преобразован в город районного подчинения (Пушкинского района) - «в связи с тем, что на территории Ивантеевского поссовета имеются три фабрики с количеством рабочих 11 200 человек, а всего население 20 540 человек, и что развернувшееся промышленное строительство в ближайшие 2-3 года на фабриках даёт значительное увеличение количества рабочих». 2 февраля 1938 года Михаил Калинин Постановлением ВЦИК РСФСР утвердил это решение - «преобразовать рабочий поселок в город, сохранив за ним прежнее наименование». То есть, на трёх фабриках работала половина населения города.
    На 1993 год - 10 предприятий: ТОО "Трикотажник" (верхний трикотаж, белье, искусственный мех), АООТ "Ивантеевская тонкосуконная фабрик", АО "Ивнить" (хлопчато-бумажная пряжа), АООТ “Оснастка” (спецлитье), ОЗ "НИИтраксельхозмаш" (автоматические линии для тракторного машиностроения), АООТ "Элеватормельмаш" (оборудование для комбикормовых заводов и мельниц), ТОО завод ЖБК ЛТД (железобетонные конструкции), АООТ "ГидроЭМ" (образцы оборудования для строительных, дорожных и коммунальных машин).     Когда я спросил у своего приятеля, живущего в Ивантеевке, а есть ли действующие предприятия в городе, он сразу ответить не смог. Вот и получается, что для 80 тысяч сегодняшнего населения города работы в городе нет. А население ещё и увеличивается в среднем на три тысячи в год. Нет, в городе конечно есть рабочие места - торговля, служба быта, учебные заведения, ЖКХ, склады, строительные организации. Но как-то бетонный узел не тянет на градообразующее предприятие.

29. На другой стороне Первомайской стоит ещё одно конструктивистское здание.


Учебное заведение основано в 1930 году как вязально-трикотажный техникум - первый в СССР по подготовке специалистов для трикотажной промышленности. В 1959 году техникум переименован в Ивантеевский механико-технологический техникум, в 1995 году - в Ивантеевский промышленно-экономический техникум, в 1997 году реорганизован в Ивантеевский промышленно-экономический колледж (стал филиалом МАМИ в 2011 году).

30.


31. Рядом с техникумом построенная в 1929-30 годы больница. Терапевтическое отделение


32. Инфекционка.


33.


34. Рядом с больницей была построена и школа.


Комплексное развитие территории. В отличие от того, что происходит сейчас.

35. Ещё один квартал послевоенных домов расположен возле городского парка на Студенческом проезде..


36. Квартал № 13 ещё в 2013-м году передан под застройку. Построили пока только одну высотку в прошлом году (на дальнем плане).


37. 12 2-х и 3-х этажных домов построены с 1951 по 1959 годы.


38.


39. Но видимо переселить почти 500 человек из этих домов оказалось не так просто.


40. В конце Первомайской ещё есть три послевоенных дома.


41.


42.


43.


Ну а левобережную часть Ивантеевки я оставлю на следующий год. Там тоже есть немного подобных домов. Надеюсь, они меня дождутся.

велопрогулки, Ивантеевка, конструктивизм

Previous post Next post
Up