Раушская набережная

Jul 06, 2019 11:16

    Задумал цикл, посвящённый набережным Москвы-реки. В прошлом году проехал всю Яузу - от истоков до устья. С Москвой такого, конечно, не получится, масштаб не тот, но попробую про самые интересные написать. За редким исключением это будут велопрогулки. Про Космодамианскую я уже рассказывал, в этот раз будет соседняя с ней Раушская. Она расположена на правом берегу между Большим Устьинским и Большим Москворецким мостами. Длина набережной всего 900 метров.
    До 1870-го года она называлась Заяицкой. Предположительно, название «Раушская» происходит от ровушек - то есть от рвов, которыми были изрыта местность. Это подтверждается старым написанием названия - «Роушская». Рвы выполняли функцию отвода воды, потому как местность здесь была низинная, болотистая. К тому же часто затапливалась при половодьях на Москве-реке. После постройки в конце 18-го Водоотводного канала ситуация улучшилась, и появилась возможность строить здесь капитальные здания.




2. Начнём прогулку с этого "старинного" здания, которое на самом деле введено в эксплуатацию в 2016-м году, а до него на этом месте стоял 7-этажный конструктивистский дом. А относится он к офисному центру, основные здания которого видны на заднем плане.


А вот уже до семиэтажки здесь стояло похожее здание. Возвращение на круги своя.

3. Жилой дом Целибеева - Арсентьева затянут сеткой для реставрации. Построен в 1789-м году, имеет охранный статус.


4. В одноэтажном здании сейчас размещается колокольный центр. Церковные лабазы 19-го века, выходящие своими фасадами на Москву-реку, были заменены на рубеже 20-21 веков новыми постройками, имитирующими старинную архитектуру. Так что это тоже новодел.


5. Немного в стороне от красной линии набережной стоит Никольский храм - один из трёх символов набережной.


6. В 16-м веке на этом месте стоял деревянный храм, в 17-м поставили каменный, но не очень удачно, он быстро обветшал, видимо сказалась топкая почва. В 1741-м начали строить новый, но и он через год обрушился.


Достроили только в 1759-м. После прекращения богослужений в 1933 году Никольский храм перешёл в ведение соседней электростанции, которая, уничтожив его купол и верхние ярусы колокольни, предполагала здание вовсе снести, но затем превратила его в трансформаторно-механический цех. К началу 1990-х годов церковь была доведена до аварийного состояния, пространство центральной части разгорожено на этажи, на кирпичной кладке появились трещины. Лишь в 1996 году обезображенный храм оказался передан общине верующих. В начале 21-го века Никольской церкви был возвращён исторический внешний облик. Но реставрация продолжается и сегодня, ведутся работы по воссозданию утраченных интерьеров.

7. Дом причта, построенный в 18-м веке.


8. Этот двухэтажный дом построен в 1903-м году для чаеторговцев Боткиных. Здесь размещалось правление семейного предприятия, чаеразвесочная и склад.


Пишут, что во дворе сохранились палаты 17-го века, но как-то на глаза они мне не попались.

9. Едем дальше. Четырёхэтажный жилой дом 19-го века постройки. Сейчас здесь Мосгортранс. Хоть окна смотрят на север, на кондиционеры не поскупились.


10. Отсюда хороший вид на Кремль и парк Зарядье.


11. Дальше начинается территория энергетиков. Неплохой образец лужковской архитектуры - здание Мосэнерго 2000 года постройки. архитектор Посохин М.М.


Ну а ещё дальше идёт самое значимое здание Раушской набережной. Сплошным фасадом стоят корпуса  Первой московской электростанции. Она не была первой по времени постройки, однако всегда считалась важнейшей. Именно отсюда подавалась электроэнергия в Кремль. Здесь работал один из ведущих отечественных энергетиков Глеб Максимилианович Кржижановский, а до революции главным инженером станции был Роберт Эдуардович Классон. Электростанция питала первые московские трамвайные линии. Работала станция на топочном мазуте, который доставлялся по Москве-реке. В трудные послереволюционные годы в качестве топлива, опять же по воде, доставляли торф. Сейчас работает на газе.
    В 1930-х электростанция прошла реконструкцию, обросла модными конструктивистскими корпусами, получила сверхмощные турбины и с тех пор безотказно работает, питая электричеством Кремль и ряд московских предприятий. На данный момент почти половина речного фасада Раушской набережной занята корпусами Мосэнерго: корпуса 1930-х годов стоят вплотную к корпусам конца 1990-х, потому с Раушской набережной совершенно невозможно заглянуть внутрь квартала.
    МОГЭС никогда не прекращала своей работы: в Великую отечественную войну машины продолжали вырабатывать электричество. В начале 20-го века этот район возле Раушской набережной считался местом работы и жительства самых "продвинутых" людей современности - энергетиков. Жилой дом для инженерного состава станции был построен по соседству, на Садовнической улице.

12. Конструктивистские корпуса появились в 1930-е годы.


13. Производственные корпуса были перестроены в 1920-30-е годы под руководством Жолтовского.


14.


15.


16. Без двух надстроенных этажей здание смотрелось гармоничнее.


17.


18.


19. Первое здание электростанции в стиле индустриальной готики было построено в 1896-м году, а уже через 10 лет оно было перестроено. Изначально стояло оборудование фирмы "Сименс".


20. Машинный зал электростанции.


21. А это первые генераторы.


22. Постепенно оборудование заменялось на отечественное, и сейчас из импорта остались практически музейные экспонаты - английские паровые котлы 1930-х годов и немецкие 1950-х, возможно трофейные.


23. Турбины сейчас работают калужские, а котлы - бийские и подольские. Самая мощная турбина - 18 МВт.


24. Сохранился лишь небольшой кусочек старого здания.


25. Насосная для забора технологической воды из Москвы-реки.


26. Оригинальные въездные ворота со стороны Садовнической.


27. Со стороны набережной есть похожие ворота.


Не знаю, каким образом на территорию завозят крупногабаритное энергетическое оборудование - мне эти ворота показались маловаты, да и развернуться за ними на территории явно мало места.

28. На фасаде одного из зданий, выходящим в сторону Садовнической известный портрет Ленина. Юбилейный рубль 1970-го года чеканки.


29. Ну и конечно, я не упустил возможности заглянуть во дворы. Со стороны набережной пробраться во дворы нет никакой возможности, а вот с тыльной стороны, со стороны улицы Садовнической есть пара открытых проходов.


30. Бывший легендарный Дом Культуры Энергетиков, созданный в 1922 году.


Архитектор Сергей Кожин перестроил под него купеческий особняк, который стоял во дворе административного здания ГЭС. В основе особняка, в свою очередь, находилась постройка 18-го века. В середине 20-го века здание Дома Культуры приобрело черты советского классицизма. Его центральный фасад украсили 4 пилястры с ажурными балкончиками. Углы муфтировали под камень, весь фасад украшен рустом. Здание является памятником нашей рок-культуры. С конца 60-х годов тут проходили концерты московских рок-групп. Это был центр неформального искусства в СССР. Нигде не было объявлений о концертах, но  любители рока, как-то узнавали о предстоящем мероприятии и в назначенный час подтягивались к Дому Культуры, вместе создавая ту неповторимую атмосферу, которая окружала советский рок. Здесь выступали Владимир Высоцкий, проводили репетиции Стас Намин и Александр Градский. Можно сказать, тут родилась «Машина времени», выступали здесь и известные барды, и поэты-шестидесятники. В студенческие годы я слышал про этот ДК, но попасть туда как-то не получилось.

31. Напротив бывшего ДК другое интересное здание.


Трёхэтажное здание имеет классицистический декор, а с торцов отделано в узорочном стиле палат середины 17-го века. Это результат реставрации начала 2002-2004 годов: старинные палаты, ранее скрывавшиеся за ординарной отделкой 19-го века, обнаружили только при контрольных обмерах, проводившихся для подготовки к сносу. Находка стала одним из важнейших краеведческих открытий в Москве за последние десятилетия.
    Участок на стыке Средних и Нижних Садовников до середины 19-го столетия часто подвергался затоплениям, поэтому каменное строительство здесь стало вестись только после прокладки «ровушек».  Датировка и принадлежность каменных палат документально неизвестна, но по стилю постройку можно отнести к последним десятилетиям XVII века.
    Протяженные двухэтажные палаты когда-то имели наружные крыльца, были богато декорированы узорочными наличниками и шатрами. Палаты впервые документально зафиксированы на известном плане Москвы Горихвостова 1760-х годов.
    В течение 18 - начала 19 веков изменилась планировка участка: дом оказался заслонен от набережной позднейшими каменными постройками, которые раньше были ниже и выполнены в дереве. Появился и мансардный этаж, а декор фасадов несколько раз менялся. По документам 1790-х годов и позднейшим дом принадлежал последовательно нескольким богатым дворянским семьям и сдавался ими в аренду купцам.
    Последняя коренная реконструкция дома произошла во второй половине XIX века по проекту Михаила Чичагова. Владельцем дома тогда был городской голова князь Александр Щербатов. Позже в здании размещалась одна из частей комплекса чаеторговой фирмы «Боткин и сыновья», затем управление городского трамвая, позже «Мосгортранс».
    В конце 1990-х годов обветшавшее здание, сохранившее отделку второй половины 19-го века, было предназначено к сносу. Однако контрольные замеры, произведенные в 2000 году, выявили истинный возраст дома Князя Щербатова. Реставрация по проекту ЦНРПМ проводилась сразу в двух эпохах: фасад со стороны набережной «по Чичагову», торцевые фасады на изначальный вид здания (конец 19-го века). Такой вот интересный симбиоз получился.

Вернёмся на набережную.

32. Радует, что по Москве-реке до сих пор ходят старый добрые речные трамвайчики.


33. Обратите внимание на светящийся портрет Ленина справа.


34. За цветочками и шариками прячется здание, в котором расположено закрытое распределительное устройство, построенное в 1930-м году. Через него идёт распределение электроэнергии по потребителям.


35. Первое ЗРУ было просто шедевром!


36. На старой фотографии видно, что идёт сброс тёплой воды в реку, поэтому она в этом месте не замерзала.


37. Пользуясь этим обстоятельством, сюда свозили снег с улиц Москвы. Для этого на зиму снимали парапет.


38. Предпоследнее здание на набережной - бывшая гостиница госпожи Хрулёвой. 2-я половина 19-го века. Похоже, что надстроен только 4-й этаж.


39. Люблю такие чугунные балкончики.


40.


41. И заканчивает Раушскую набережную ещё одно известное здание - отель «Балчуг Кемпински Москва».


Многие считают, что здание портит облик района. А по мне так вполне себе похоже на доходные дома начала прошлого века. Здесь и был раньше доходный дом.
Первый вариант, построенный на этом месте после пожара 1812 года, неоднократно надстраивался, а в 1897-1898 годах был снесён и построен заново по проекту известного архитектора Александра Иванова. На первом этаже появился ресторан, а верхние этажи стали сдавать художникам под студии. Благодаря работавшим здесь А. Куинджи, И. Крамскому, Ап. Васнецову, Ю. Клеверу открывающийся из этих студий вид на Москворецкий мост, Кремль и Храм Василия Блаженного стал одним из самых узнаваемых образов столицы.
    В 1911 году гостиница была вновь перестроена по проекту архитектора В. Д. Глазова. После революции здание использовалось как административное. Затем в 1928 году в нём была открыта гостиница «Новомосковская». Здание ещё дважды надстраивалось и в 1932 году стало семиэтажным. В 1939 году гостиница была перепрофилирована в общежитие Наркомата иностранных дел, в 1957 году снова стала работать как гостиница - теперь под названием «Бухарест».
    В 1989-1992 годах здание гостиницы было кардинально перестроено австрийцами и в нём вновь открылся отель, который действует и по сей день. Надеюсь, больше надстраивать его не будут.
    Ну а мы вскоре встретимся на другой набережной.

Замоскворечье, Набережные МР, энергетика, велопрогулки, палаты, Балчуг, Москва

Previous post Next post
Up