Меня часто спрашивают, откуда в широкоформатной печати постоянные проблемы с цветом. И вот сегодня Андрей Журавлев
zhur74 также посетовал на то, что в широкоформатке CMS не прижился.
Поскольку я шесть лет проработал в рекламном агентстве, занимавшемся наружной рекламой и струйной печатью, то попробую нарисовать ситуацию изнутри.
Во-первых, материалы постоянно меняются (там поставщик подвел - взяли у другого, цвет другой уже, впитываемость иная), краски также меняются постоянно.
Но самая большая проблема в том, что головки печатных станков постоянно забиваются, и их невозможно все время поддерживать в идеальном состоянии, в итоге печатники подкручивают параметры рипа, чтоб не терять плотность печати (в рекламе это главный критерий обычно, т.е. не обязательно точно, но важно, чтобы "ярко").
При таких условиях машину нужно перепрофилировать два раза на дню, причем не всегда профилирование корректно решает проблемы от забивающихся головок. А головки дорогие, и менять их каждый месяц никто не будет. И темпы работы это не позволяют, все равно заказчик требует плашки на фирменные цвета и цветопробы. В итоге процесс строится на создании корректирующих кривых и нескольких вариантов подстройки цвета. Технический дизайнер знает, какие сегодня проблемы с конкретными машинами (условно, полосит желтая головка, нужно подтянуть yellow) и материалами (привезли новую бумагу, а она желтоватая, нужно в светах подкрутить cyan), и делает кривые, которые накладывает с разной прозрачностью на исходник и его отдельные элементы. Выведенная цветопроба в несколько итераций утверждается заказчиком.
Фирменные цвета могут перезаливаться вручную для достижения нужных оттенков.
В принципе можно было бы два раза в день останавливать процесс и профилировать станки, но здесь есть еще одна сложность - для создания корректного профиля, его недостаточно автоматически промерять i1, нужно еще грамотно потом подкрутить света и чистые оттенки, чтобы, например, в желтой плашке не появлялось редких точек циана, которые в целом создают точный оттенок, но абсолютно неприемлемы при работе с заказчиком, который воспринимает этот реденький стохастический растр как брак печати.
И совершенно отдельные траблы при печати на транслюцентных материалах - у заказчика конкретные лайтбоксы, и ему глубоко дофене ваши колориметрические лампы.
Поэтому пытаться добиться от широкоформатчиков профилей и полноценного CMS бесполезно, нужно понять их проблемы, принять и адаптироваться под них. Увы и ах, никуда от этого не денешься, именно поэтому в широкоформатке очень ценятся хорошие технические дизайнеры и цветокорректоры - им приходится постоянно решать проблемы, которые печатники не могут решить по перечисленным выше причинам.