На днях я получил на руки две камеры с новыми, еще не вышедшими прошивками - OM-D E-M1 на Firmware 4.0 и OM-D E-M5 Mark II на Firmware 2.0.
Olympus продолжает выжимать всё из установленного в камерах процессора TruePic VII, который еще даст прикурить многим новейшим разработкам :)
Это, пожалуй, наиболее значительные апдейты, которые вообще случались в системе OM-D, и они станут доступны каждому владельцу E-M1 и E-M5 Mark II бесплатно в конце ноября.
Официальная информация:
http://www.getolympus.com/upgrade Сейчас прошивки еще находятся на стадии финальной доводки, фотографы тестируют их и вносят предложения, некоторые из которых, возможно, попадут в финальный релиз. Так, например, еще знакомясь с новой десяткой, я предложил добавить в режим брекетинга задержку для перезарядки вспышки - и вот она таки появилась в новых прошивках.
Сливаем софты!
Итак, что нового принесет Firmware 4.0 для E-M1 и Firmware 2.0 для E-M5 Mk II:
Брекетинг по фокусировке - Focus Bracketing
Доступно для E-M1 и E-M5 Mk II
Поддерживаются все АФ объективы стандарта micro 4/3.
С этим режимом мы уже знакомы по E-M10 Mark II. Он позволяет автоматически делать серию (3-999) кадров со сдвигом фокусировки, которые затем на компьютере можно собрать в одно изображение с большой ГРИП. Фича работает полностью аналогично E-M10 Mark II, познакомиться с ней поближе можно в моем
обзоре.
После обновления прошивки вы получите в полном виде абсолютно тот же функционал + кое-какие исправления и улучшения по пожеланиям от пользователей. Например, добавлена настройка задержки после съемки каждого кадра последовательности - чтобы дать возможность зарядиться студийным вспышкам. Аналогично тому, как сделано в режиме High Resolution на второй пятерке.
Стекинг - Focus Stacking
Доступно для E-M1
Поддерживаются объективы M.Zuiko Digital ED 60mm f2.8 Macro, M.Zuiko Digital ED 12-40mm f2.8 PRO, and M.Zuiko Digital ED 40-150mm f2.8 PRO.
Режим стекинга базируется на все том же принципе брекетинга по фокусировке, однако он больше нацелен на быстрое получение готового результата прямо из коробки, с минимальными настройками.
Камера делает 8 кадров (1 в точке фокусировки, 2 кадра на себя и 5 кадров в сторону бесконечности), а затем автоматически сшивает их в одну фотографию непосредственно внутри камеры. Исходные кадры последовательности сохраняются в RAW для самостоятельной обработки. А композитное фото записывается в JPEG.
Единственная настройка - величина "разлёта" (differential) от 1 до 10.
В целом режим стекинга видится более оперативным и простым вариантом для тех случаев, когда мы видим сюжет, но нет времени на долгую настройку и подбор параметров.
Камера довольно быстро (около 10 секунд) и весьма уверенно выравнивает и склеивает последовательности, снятые даже с рук. Вот результат предыдущей гифки (по клику откроется полный кадр):
А вот первый (исходный по фокусировке) кадр последовательности, рамкой выделена область, которая обрезается при склейке (заявлены "технологические поля" в 7%). Это нужно учитывать при кадрировании. Хорошо бы эту область как-то отображать на экране во время съемки:
Конечно в 100% просмотре заметны некоторые артефакты (например, двоящиеся и троящиеся усы), от которых, впрочем, непросто избавиться даже при кропотливом ручном подборе параметров при склейке в специализированных приложениях. Но для автоматической обработки прямо внутри камеры за 10 секунд - ИМХО, отлично!
Что интересно, я заметил, что если в исходной последовательности по какой-то причине попадается совсем "левый" кадр (скажем, вся картинка сильно сдвинута или смазана), то этот снимок не участвует в финальной сборке.
Разумеется, 8-кадровый стекинг не дает той гибкости и бесконечной ГРИП “от забора до обеда”, которой можно добиться в полноценном режиме брекетинга. Зато мы получаем готовую картинку прямо в камере. Хотя это и JPEG, но для энтузиастов - хорошее подспорье. Тем более что исходные кадры можно сохранить в RAW и затем попытаться собрать самостоятельно лучше, чем это сделала камера :)
Электронный затвор + Silent Mode + ускоренная серийная съемка
Доступно для E-M1
уже есть в E-M5 Mk II
Доступные выдержки - от 1/8 до 1/16000 sec, ISO от LOW до 3200. Серийная съемка - до 11 к/с.
Редкий случай, когда режим электронного затвора добавляется прошивкой. Он обеспечивает не только ускоренную серийную съемку (теперь - до 11 к/с) и абсолютное отсутствие встряски, но и укороченную выдержку (до 1/16000 сек), которая может понадобиться для съемки на светосильные объективы при ярком солнце и в каких-то еще специфических обстоятельствах. Кроме того, электронный затвор обеспечивает работу брекетинга и стекинга.
Улучшенный режим Anti-Shock
Доступно для E-M1
уже есть в E-M5 Mk II
Режим антишока доступен при серийной съемке, а также автоматически отключается для выдержек короче 1/320.
S-OVF (имитация оптического видоискателя)
Доступно для E-M1 и E-M5 Mk II
В этом режиме картинка в видоискателе имитирует то, что мы увидели бы через настоящий оптический видоискатель (по яркости, контрасту и балансу белого). При этом реальная экспозиция, стиль и эффекты не отображаются.
Если одним глазом смотреть в видоискатель, а другим - мимо, то картинка в окуляре действительно очень напоминает то, что видно в жизни. Этот режим я бы кстати использовал как удобную альтернативу Viewfinder Boost, если бы он был доступен не только для EVF, но и для основного дисплея (а, Олимпус? :) и поместить ее в то же меню, где настройки Viewfinder Boost).
Расширенные настройки Focus Peaking
Доступно для E-M1 (только в режиме фото)
уже есть в E-M5 Mk II (во всех режимах)
Теперь на единичке появилась возможность настраивать цвет пикинга (белый, черный, красный, желтый), интенсивность контуров (низкая, нормальная, высокая) и затемнение картинки (вкл/выкл).
Пикинг работает гладко, без тормозов (на что когда-то были жалобы под первыми прошивками).
Пикинг на E-M1 все еще доступен только в режиме фото (таким образом новая пятерка все еще обособлена от единички как камера, более приспособленная для видеосъемки)
Отключение механического переключателя ручного фокуса (MF Clutch), совмещенного с фокусировочным кольцом
Доступно для E-M1 и E-M5 Mk II
Работает на объективах, оснащенных соответствующим механизмом.
На некоторых объективах ручная фокусировка переключается сдвигом кольца на объективе. Теперь это можно отключить через меню камеры, так что в ответственный момент вы никогда случайным движением не отключите автофокус.
Запоминание последней позиции в меню
Доступно для E-M1
уже есть в E-M5 Mk II
При входе-выходе в меню камера запоминает последнюю позицию, что полезно при быстром переключении и настройке разных режимов, которые вызываются только через меню.
Совмещенная программная + аппаратная стабилизация в режиме видеосъемки - IS и digital IS (настройки M-IS1, M-IS2)
Доступно для E-M1
уже есть в E-M5 Mk II
Видео теперь будет еще более плавным, благодаря дополнительной программной стабилизации.
Вот этот тест стабилизации на новой пятерке можно отныне считать актуальным и для E-M1 с прошивкой 4.0
Click to view
Поддержка видео с частотой кадров 24 к/с и 25 к/с
Доступно для E-M1
уже есть в E-M5 Mk II
После обновления прошивки помимо стандартных 30 к/с вы сможете снимать также в 24 и 25 к/с (кинематографические стандарты).
Отображение дополнительной информации при съемке видео
Доступно для E-M1
уже есть в E-M5 Mk II
Теперь в видеорежиме на экран можно вывести уровень, гистограмму, тайм-код и уровни аудио (если найдете, где это включается :)).
Старт и остановка видеозаписи с помощью спускового тросика (RM-UC1)
Доступно для E-M1
уже есть в E-M5 Mk II
Начать и остановить запись видео теперь можно с помощью проводного пульта RM-UC1 (для чего в меню есть соответствующая настройка, аналогично E-M5 Mk II).
Поддержка тайм-кода при видеосъемке
Доступно для E-M1
уже есть в E-M5 Mk II
Синхронизация внешнего аудио (с помощью Slate Tone или по кабелю USB)
Доступно для E-M1 и E-M5 Mk II
Автоматическая синхронизация звука со встроенного микрофона камеры со звуком, записанным на диктофон OLYMPUS LS-100.
Эксклюзивный режим изображения для видео - Flat
Доступно для E-M5 Mk II
Давно ожидаемая функция дает возможность снимать оптимальные видео для последующей обработки. Пониженный контраст, насыщенность и отключенный шарп дают на выходе “плоскую” картинку с полным диапазоном яркостей, хорошо пригодную для цветокоррекции.
Click to view
Рекомендуется скачать оригинальный ролик, не пережатый Youtube (531 Мб):
http://yadi.sk/i/_nRAgRmwjzUqF Тестовые кадры хорошо показывают, насколько больше деталей в светах и тенях сохраняется в этом режиме, даже в сравнении с Custom Mode при настройке Contrast -2.
Более адекватно воспроизводятся и цвета на грани засветки.
Настройка и полное отключение Noise Filter при видеосъемке
Доступно для E-M5 Mk II
В режиме видеосъемки теперь можно настроить или же полностью отключить шумоподавление (переключатель Off - Low - Standard - High).
Видеотест Noise Filter на разных значениях см. в ролике выше.
Плавное управление диафрагмой при видеосъемке
Доступно для E-M1 и E-M5 Mk II
Поддерживаются объективы линейки M.Zuiko Premium и Pro, а также M.Zuiko 14-42mm EZ.
Требуется обновление прошивки объективов.
При автоэкспозиции в видеорежиме диафрагма (и освещенность кадра) будет изменяться более плавно.
Запись таймлэпсов в разрешении 4К
Доступно для E-M1 и E-M5 Mk II
Полезность 4К таймлэпсов с частотой 5 кадров в секунду трудно переоценить :) Впрочем, возможно это кому-то и нужно.
Новые возможности Olympus Capture Ver. 1.1
Доступно для E-M1
уже есть в E-M5 Mk II
Потребуется обновление Olympus Capture, которое выйдет одновременно с прошивками.
Камера с новой прошивкой получит некоторые бонусы при управлении из приложения Olympus Capture версии 1.1.
Из наиболее существенных улучшений я бы отметил опцию прямой пересылки снимков на компьютер без записи на флешку внутри камеры (что увеличивает скорость передачи примерно в четыре раза).
Также станет возможным редактировать Super Control Panel на камере так, чтобы там (при съемке через приложение) отображались только необходимые функции.
Поддержка Live Composite в OI. Share
Доступно для E-M1 и E-M5 Mk II
Начиная с версии 2.6 в мобильном приложении Olympus Share появилась полноценная поддержка Live Composite с отображением картинки в реальном времени.