На премьеру я пошел отчасти потому что знаком с книгой - и был в восторге от романа. Увлекательный, в меру технологичный, в меру ироничный, надеюсь - реалистичный (мне трудно судить, я не технарь), и очень человечный. Почти идеально выдержанный ритм повествования. Налицо все слагаемые успешной космической эпопеи, удивительно увлекательное и познавательное приключенческое чтение.
И совсем недавно я узнал, что вот уже скоро выходит фильм.
Вроде бы дело в надежных руках - Ридли Скотт не из тех режиссеров, которые могут позволить себе облажаться, и именно ему я бы, не задумываясь, доверил экранизацию любой фантастики про космос. Трудяга старой закалки, который берет все от новых технологий и при этом держит режиссерскую планку и радует и старичков, и хипстеров.
Но, читая книгу, я и не предполагал, что кому-то когда-нибудь может прийти в голову снять по ней фильм. Ну знаете, есть такие книги, которые просто не стоит пытаться экранизировать. При таком протяженном повествовании, при всем обилии технических деталей и подробностей - я совершенно не представлял себе, как все это можно уместить в один фильм. Сериал или трилогия - возможно, но ведь “Марсианин” - это не “Стартрек” и не бесконечная Санта-Барбара “Вавилона-5”, конце концов (“Вавилон” я обожаю, кстати)!
Хотя саму книгу Уир публиковал на своем сайте именно как сериал, в течение трех лет, по одной главе раз в несколько месяцев.
И все же вспомним, сколько экранизаций погорело именно на адаптации, которая или упрощала и искажала книгу в угоду экранному действию или порождала нудное, затянутое кино, к середине которого начинаешь зевать и проситься в туалет.
И как раз поэтому мне было интересно. Любопытство - что и где почикали? Как "упаковали" этот объемистый роман?
Мои опасения оказались почти что напрасны.
Фильм довольно близко следует тексту, есть конечно какие-то отступления, да и не упомнишь всего - за полтора года многое стерлось из памяти. Увы, выкинули очень драматичный эпизод с песчаной бурей на пути к Скиапарелли. Но не думаю, что это может стать поводом для хейтерства со стороны поклонников Энди Уира. Но ритм очень хорошо выдержан. Нет академичных растянутых вступлений, лишней философии. Все четко, точно и по делу. Без вычурных красивостей, но с потрясающей проработкой деталей. Вот поэтому я так ценю старую режиссерскую школу, которая развивалась в тесных бюджетах и с кучей технических ограничений. Вынужденная лаконичность постановки, никаких затянутых планов (о нет, я не имею в виду "Космическую Одиссею", это абсолютно уникальный фильм, который нельзя с чем-то сравнивать).
Действие с первых кадров и до последних, наверное ни одной затянутой или пустой сцены, никакого жевания соплей, идеальная картинка, пожалуй, лучшее 3D за последние годы (обязательно ли смотреть именно в 3D - решать вам, это не “Гравитация”, которая теряет половину своего шарма без стереоочков). Красивый но ненавязчивый саундтрек.
Мэтт Деймон - это его роль! И отсутствие выраженной харизмы у других актеров в этом кино только подчеркивает это.
О, как я завидую тем, кто не знаком с книгой! Потому что вы не только насладитесь всеми поворотами сюжета без спойлеров, но и позже сможете расширить и углубить - прочитав книгу.
А что будет, если например поставить “Марсианина” между двумя крупными фильмами о космосе - между “Гравитацией” и “Интерстелларом”?
Да ровным счетом ничего :) Это слишком разные ленты.
“Гравитация” хватает за спинной мозг, встает комком в горле и жадно высасывает из нас эмоции, эмпатию. Да, технически это новаторский фильм, хотя сценарий-то простенький, не сказать примитивный, и в 2D оно уже не так цепляет.
“Интерстеллар” (да простят меня его поклонники) - нуднейшее, медленно раскручивающееся кино с очень несбалансированным ритмом, претендующее на глубокую философичность, но при этом наполненное квасным патриотизмом… Хотя по-своему красивое и эпичное.
“Марсианин” - это классическая фантастика, написанная и снятая с любовью к приключениям. И, пожалуй, на сегодня - лучший фильм о Марсе.
9 из 10.