Olympus OM-D E-M5 Mark II - Дизайн, эргономика и управление

Feb 09, 2015 09:00



Ну вот, вы уже два раза прочитали анонс и три раза посмотрели мое видео-превью на фоне красных коммунистических занавесок, которое я выложил утром 5 февраля, а также посмотрели на 40 (на самом деле 64)-мегапиксельные чудеса и десять раз отписались в комментах про полосатые артефакты. Аминь!

А теперь давайте все-таки спокойно и обстоятельно расчехлим и потрогаем :) Вернее я буду делать вид, что трогаю впервые, а вы - охать, вздыхать и апплодировать.
    Поехали!


    Мне достался серебристый вариант камеры (ну вернее я сам его выбрал, в пару к старой моей пятерочке), но в обзоре я буду давать картинки как в черном, так и в серебряном исполнении (потому что мне лень делать все фото самому, и часть ракурсов я возьму готовых из пресс-пакета, ей богу, мне так красиво никогда не отрендерить). В общем, не пугайтесь, что на картинках камера будет то черной, то блестящей. Она ж реально и такая, и такая пойдет в продажу.

Комплектация


В общем, комплект стандартный, особо ничем не отличается от E-M1 (да и от старой пятерки тоже). В черной коробке с лаконичным дизайном мы находим:



1. Еще две черные коробки, а в них:
    2. Саму камеру
    3. Аккумулятор и зарядное устройство
    4. USB-кабель
    5. Ремешок
    6. Печатную базовую инструкцию, гарантийный талон и диск с ПО
    7. В зависимости от типа комплекта - один из объективов (это либо старый китовый M.ZUIKO ED 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ, либо новый “блинчик” M.ZUIKO DIGITAL ED 14-150mm 1:4.0-5.6 II). Либо вовсе без объектива, только тушка, но за какие-то смешные 62 тыс. рублей. Не, кроме шуток, цена более чем адекватна при нынешнем курсе.
    8. Новую вспышечку с поворотной головой и чехольчик для нее, черный, бархатный.
    9. Запах. Запах новой камеры. Вы понимаете.

Зарядное устройство и батарея - те же, что были в E-M5 и E-M1. То есть один раз купил китайских аккумуляторов по 10 баксов за две штуки вместе с зарядкой - и суешь их во все три камеры :) Преемственственность в аксессуарах и расходниках - дело хорошее в наше нелегкое время. Я помню, как в свое время к пятерке оригинальные аккумуляторы стоили чуть ли не по 150 баксов.
    Ремешок новый - не такой узкий, как у E-M5, но и не такой широкий, как у единички. В общем, золотая середина. Только слегка жестковат, не разносился еще. Ремешки я люто ненавижу, когда они свежие, у меня от них случаются пролежни на шее. Поэтому извините, но цеплять его на камеру я не буду прям сейчас.
    Печатная инструкция многоязычная, базовая. Ничего особо полезного там нет, в основном правила безопасности. Полезнее будет расширенный вариант - он на диске вместе с софтом (или на сайте). Взяв в руки этот диск, я сразу подумал, что производителям уже давно пора переходить на флешки. Потому что в моем новеньком аймаке нет сидирома :)

Дизайн, органы управления и эргономика


За три года, которые разделяют E-M5 и E-M5 mark II, силуэт камеры изменился не слишком сильно. Все тот же “слим-фит” в обтяжечку, безо всяких там впирающих неловкостей, как у E-M1. Просто потому что линейка E-M5, в отличие от E-M1, предназначена все-таки скорее хипстерам и энтузиастам, а не серьезным лесорубам-репортажникам. И положено ей лежать в заднем кармане тесных джинсов кельвинкляйн, а не в кофре ловпро. Поэтому здесь мы имеем компактный дизайн с очень условной рукояткой. А вот за что я не перестаю уважать Олимпус - так это за резиновый “рычаг взвода” - очень удобная штука.



Размеры новой камеры - 123,7 x 85 x 38 мм (ширина, высота, глубина, без выступающих частей типа ушек для ремня). Вес все еще сравнительно небольшой - 417 г, без батареи и флешки, - и это примерно на 44 г тяжелее, чем E-M5. Я эти 44 грамма не ощущаю, когда взвешиваю на руке обе камеры.

Если положить рядом все три тушки (в фотошопе, естественно, откуда у меня такие деньги :), то получится примерно такая картина:



Корпус E-M5 Mark II на пару миллиметров длиннее, чем E-M5, но при этом почти на сантиметр короче, чем E-M1.
    По высоте E-M5 Mark II меньше старой пятерки на полсантиметра (за счет уменьшенного “горба”) и на сантиметр ниже ростом, чем единичка.



По глубине новая камера на 5 мм ухватистей, чем E-M5, но все еще почти вдвое тоньше в области рукоятки, чем E-M1. За счет этого в первую очередь и сохраняется компактность и легкость пятой серии OM-D.



Камера очень напоминает очертаниями E-M5. Странно, если бы это было не так - Olympus дорожит фетишем пленочной OM-серии, и не зря. Но уже после первого беглого осмотра становится понятно, что все-таки от первой пятерки камера отличается заметно. По внешнему виду и качеству изготовления она превосходит не только старую "пятерку", но в чем-то наверное и единичку. Больше всего меня конечно пленили колесики с ромбовидной насечкой, они реально шикарные, и их хочется трогать, трогать и медленно крутить, наслаждаясь каждым щелчком.



Благодаря таким деталям, камера выглядит как-то более целостно и аккуратно, чем E-M5, но при этом не так массивно, как единичка. Никаких ручек и эргономичных округлых ляжек, строгость, стройность, чистый стиль :)



И никаких трескающихся рамок экрана и других удешевленных материалов, которые могли вызывать нарекания раньше. Пластик (а его очень немного) стал лучше, элементы управления не просто внешне подражают пленочной ОМ-серии прошлого века, но и полностью соответствуют их лучшим образцам по качеству отделки и материалам.



Кстати, на фотографиях камеры, где стоит мой копирайт, нет фотошопа. Всё действительно красиво и качественно.

Камера, как и раньше, полностью водозащищенная (хотя нырять с ней точно не надо, но под дождь выйти совершенно не опасно, и даже потом ополоснуть под краном). Но теперь, как и единичка, она еще и морозоустойчива - переносит охлаждение до -10 градусов. Кто-то может сказать, что, мол, мы и так снимаем в мороз, но теперь производитель, как говорится, дает добро. Окей.



Водозащита - надежная и по всем сочленениям корпуса:



Действительно ли резинки красные - не знаю :) Но со старой пятеркой в руках меня с головой накрывало соленой водой из Атлантического океана, и камера до сих пор снимает как новая.
    Естественно, герметичность аппарата сохраняется только при использовании аналогично защищенного объектива. На момент написания обзора это 12-50 мм f3.5-6.3, 12-40 мм f2.8, 40-150 мм f2.8, 60 мм f2.8, 14-150 мм f4-5.6.

E-M5 mark II - это одновременно и отлично продуманный инструмент, и изделие класса люкс, которое просто очень приятно просто держать в руках, даже фотографировать не обязательно:) Шутки шутками, но камера сделана действительно очень качественно, здесь больше внимания к деталям, в целом какой-то более утонченный что ли и интеллигентный дизайн.
    Например, ощутимо подрезали горб “пентапризмы” - за счет аксессори порта, которого больше нет. Туда ему и дорога - в линейке OM-D в него уже давно нечего подключать, кроме разве что сугубо любительского светодиодного макро-фонарика. А новой вспышке вполне хватает для управления своих контактов в горячем башмаке.



Кстати о вспышках и контактах... Внимательный читатель уже давно приметил стандартный разъем для студийной синхронизации на передней части камеры. В серии Om-D он впервые появился на E-M1 и в какой-то момент может оказаться очень полезен (когда, например, у вас сядут батарейки в радиосинхронизаторе).

Помимо совершенно прекрасных колесиков, изменились и другие элементы управления. Некоторые кнопки поменяли место, добавился двухпозиционный переключатель (я, правда, никак не научусь им пользоваться :), две новые назначаемые кнопки Fn3 и Fn4, еще одна дополнительная кнопка рядом с байонетом (по умолчанию - предпросмотр ГРИП). Блокировка колеса режимов теперь как на единичке - кнопкой на колесе. Колесико и так довольно жесткое, и случайно его не повернешь, как мне кажется. Но пусть будет, щелкает прикольно. Ну и выключатель камеры переместился наверх, к колесу режимов.



Если на старой пятерке кнопок все-таки слегка не хватало, чтобы назначить на них все часто используемые функции (учитывая, что я часто пользуюсь неавтофокусной оптикой, и мне нужна отдельная кнопка на увеличение и отдельная на пикинг), то в новой камере я занял своими настройками все свободные кнопки - и наконец я совершенно и полностью счастлив - все нужные функции теперь у меня под пальцем, запомнить бы только, что и куда я назначил.

Есть конечно в эргономике камеры некоторые решения, которые мне показались не самыми удачными. Прости, Olympus, но ушки для ремня все еще лезут под пальцы. В новой камере их чуток приподняли, поэтому стало немного удобнее. А если использовать новую рукоятку (HLD-8), то уже совсем хорошо. Но на “голой” камере правая рука все еще иногда путается в ремешке.
    Для меня еще несколько непривычен выключатель, расположенный сверху. Может быть дело в том, что я до Олимпуса 8 лет подряд снимал на Кэнон, не знаю. Но первую пятерку можно было вытащить из штанов одной рукой и, не перехватывая, той же рукой и включить, а теперь нужно применить вторую руку. А каково одноруким фотографам? :)
Не дай бог, конечно. Впрочем, это такая очень индивидуальная придирка.

Ну и наконец-то избавились от этой недоразвитой кнопочки Play, какая была на старой камере (нажимать ее например в перчатках было вообще невозможно). Джойстик стал нормальным, его больше не нужно нажимать ногтем.



Иногда хочется поменять местами Play и корзину. Но, с другой стороны, если поставить батарейную рукоятку, то в портретной ориентации эти кнопки уже очень комфортно нажимаются.



Но все это сугубо личные предпочтения, конечно. У кого-то руки большие, у кого-то пальцы короткие, мало ли на свете всяких чудес природы случается. Надо же понимать, что системную камеру компактного размера трудно сделать идеально эргономичной для всех и каждого. Вот все равно сейчас прибегут комментаторы и напишут, что, мол, “панас в руке лучше лежит”. Ну и пуст лежит, а мы здесь тихо любим Олимпус, не мешайте :)

Все равно камера стала удобнее управляться, не потеряв при этом миниатюрности и своего ретро-очарования, особенно в серебристом цвете (согласитесь, E-M1 например, обладает уже совсем другой харизмой, и металлик-окрас его не облагораживает, а как-то даже наоборот опошляет). А пятерка в серебре выглядит как надо - бери и ешь :) Впрочем, в черном она тоже шикарна.



С легкими и маленькими объективами (типа зума-блинчика и фиксов с фокусными 12-17-25 мм, и уж тем более с фишаем-крышкой) камера обладает вообще отличной эргономикой и практически умещается в задний карман брюк. Ну почти-почти умещается. А если накопил на большую и тяжелую оптику (12-40 2.8, 40-150 2.8, по 40 рублей за баррель) - то будь мужиком, купи батблок!
    А меж тем, рукоятка к камере нужна уже обновленная - HLD-8. И она того стоит - значительно улучшается эргономика и развесовка, максимально приближаясь к E-M1. Очень удобно, особенно в портретах. Не будем опять тревожить владельцев больших автомобилей, но я вам точно говорю - модель намного серьезнее воспринимает процесс, когда в руках здоровый черный кирпич с большим объективом. При этом кстати на самом батарейном блоке можно сэкономить - он остается старым. И там, как и прежде, два колеса и две кнопки, которые можно назначить независимыми функциями. Итого вместе с ручкой и батблоком получается… реально очень много кнопок, я лично постоянно путаюсь, на какую что назначил :) Благо, на рукоятке есть выключатель, которым можно заблокировать все это, чтобы случайно не нажималось :)
    А, да, еще не забываем, что в рукоятке имеется гнездо для подключения наушников. Это на тот случай, если вам окажется недостаточно экранных индикаторов уровня звука, и захочется подключить мониторы.

Также Олимпус сделал собственный родной L-брекет. Да еще и совместил его с рукояткой. Это железное чудо называется ECG-2.



По сути это два в одном - и упрощенная ручка без кнопки спуска, и одновременно штативная скоба-площадка, которая позволяет удобно и надежно ставить камеру на штатив в ландшафтной и портретной ориентации, не прикручивая дополнительного железа.



Я всерьез задумался о такой для пейзажей и предметки, потому что постоянно прикручивать-откручивать площадку неудобно, а так и рукоять есть, и площадка.

Поворотный экран и электронный видоискатель


E-M5 mark II первой в серии OM-D получила откидывающийся поворотный экран. Да-да, мы уже видели что-то очень похожее у какой-то старой камеры Олимпус. Сейчас не вспомню название. Ну, все новое - хорошо забытое старое.
    Поначалу такое решение может показаться непривычным для тех, кто раньше пользовался только простым экраном, наклоняющимся в одной плоскости. Ведь для того, чтобы сделать кадр с высокой или низкой точки теперь нужно не просто наклонить экран одним движением, а полностью откинуть его и повернуть к себе. То есть больше движений, больше времени до готовности к съемке. Раньше было “раз”, а теперь - “раз, раз” :)
    Однако это небольшое неудобство с лихвой компенсируют новые возможности, которые дает такой экран. Потому что вертится он уже во все стороны как угодно. Помимо селфи, с поворотным экраном очень удобно снимать вертикали, и для видео помогает.



Все сделано очень крепко и надежно, без люфтов. Ничего там не отвалится и не расшатается. После того, как привыкаешь к “акробатике” такого экрана, простой наклонный вариант уже кажется ущербным инвалидом. Особенно это чувствуется при видеосъемке, когда камеру на всяких проходах удобнее держать у пояса, а не на уровне глаз.

А еще экран можно сложить внутрь, и тогда он превращается в крышку для себя самого, например, на время транспортировки, чтобы не разбить, не поцарапать и не испачкать.



Ну и если вы часто пользуетесь электронным видоискателем, то экран в таком положении будет меньше пачкаться жирным носом. Когда он сложен внутрь, камера автоматически включает видоискатель.

Кстати сказать, и сам дисплей, и электронный видоискатель изменились в лучшую сторону - хотя их размер остался прежним, но повысилось разрешение - здесь они полностью аналогичны E-M1. А также намного лучше цвет и контраст.
    Новый экран само по себе достаточно контрастный, и его хорошо видно при любом освещении, на улице проблем не возникает, поэтому в камере даже не предусмотрена автонастройка яркости - в ней просто нет необходимости.
    Дисплей имеет разрешение 1.04 мгпкс (в старой камере было 0.61), а видоискатель - 2.36 мгпкс (в первой пятерке - 1.44). Уж не знаю, где там эти миллионы пикселей - ей богу, невооруженным глазом ни одного не видно = все гладенько и красиво :) Еще увеличена кратность нового видоискателя - теперь она составляет 1.48x против 1.15х в старой камере. То есть изображение там стало почти в полтора раза крупнее и примерно настолько же более детализированное. Мне показалось, что и цветопередача стала немного более естественной.
   Я заглянул с помощью айфона в видоискатели обеих камер, и получилась вот такая картина:



Честно сказать, на старой пятерке я ЭВИ пользовался за всю жизнь раза три-четыре. Если вы не были на экваторе в полдень и не снимали шоу дельфинов в океане против солнца, вам не понять :) Но кроме яркого солнца, есть еще как минимум одна причина использовать ЭВИ - он дает лишнюю точку опоры в виде собственного лба, и камера меньше трясется. Впрочем, с обновленным стабилизатором и это уже больше не проблема :)

Программная часть, касающаяся дисплеев, и тач-управление - полностью идентичны E-M1. То есть все быстро и удобно. Фокусировка и прокрутка пальцами, выделение превьюшек прямо на экране - в общем, к этому тоже быстро привыкаешь, и беря в руки по долгу службы “большую” зеркалку, постоянно пытаешься ткнуть в экран пальцем :)

Единственная вещь, которая меня до сих пор реально расстраивает - это меню настроек, которое, на мой взгляд, уже давно требует переосмысления. Похожие мысли можно прочесть во многих обзорах, т.е. это не моя личная заморочка. На мой взгляд, надо начать с того, что хотя бы перегруппировать некоторые пункты меню. Например, чтобы в одном месте были все-все-все настройки и экрана, и видоискателя (включая и яркость, и viewfinder boost, и пикинг, и режимы focusing aid). Сейчас эти пункты разбросаны по разным группам меню. Это неоправданно усложняет освоение камеры новичком (да и мне с трехлетним опытом общения с серией OM-D частенько приходится задумываться). Точно так же можно в отдельное меню собрать все многокадровые режимы съемки, такие как live composite, HDR, мультиэкспозицию и тайм-лэпсы.
    С другой стороны, проведя пару вечеров с мануалом, можно узнать больше о функциях и возможностях камеры. И при этом не раз поймать себя на мысли: "О, оказывается Олимпус еще и вот это умеет!" :)

Работа с неавтофокусной оптикой


Формат micro 4/3 особенно удобен тем, что он принимает в гости объективы с любым рабочим отрезком, при этом берет от них только лучшее - самую резкую середину кадра.
    Но самое главное - с такой оптикой на Олимпусе теперь исключительно удобно фокусироваться.
    Во-первых, как я уже говорил, обновленные экраны дают картинку высокого разрешения.
    Во-вторых, появился пикинг с настройками, который можно назначить на любую функциональную кнопку. Причем пикинг работает теперь абсолютно без тормозов (т.е. даже быстрее, чем на единичке).



Для пикинга доступны следующие настройки:

- выбор цвета контуров (белый, черный, красный, желтый)
- чувствительность (низкая, средняя, высокая)
- затемнение изображения (при этом в режиме пикинга сама картинка затемняется, чтобы контуры было лучше видно)

Вообще в новой камере много улучшений по мелочам, которые и не сразу заметишь, - маркетологи о них не трубят на каждом углу, но такие фишки появляются и облегчают нам жизнь. Например, теперь в нашем распоряжении два разных режима live view boost. Для тех, кто в танке - это опция усиления яркости картинки, на тот случай, если вы снимаете при плохом освещении. Или если у вас мануальный объектив с зажатой диафрагмой. Так вот теперь можно выбрать либо режим с высокой частотой обновления, либо более замедленный (с падением fps), но обеспечивающий более светлое изображение и меньше шумов.

Возможности комплектной вспышки




Вспышку старого образца я доставал из коробки раз в жизни - когда купил камеру. То же произошло и с единичкой. Толку от нее действительно было немного (учитывая, что я вообще с камерной вспышкой никогда не снимаю).
    А вот новый юнит с поворотной головой я скорее всего буду таскать с собой. Вот, казалось бы, такая маленькая деталь - возможность направить вспышку вбок или в потолок - но она всё меняет. Потому что от потолка или стены можно получить мягкий рассеянный свет. Или легкий заполняющий. Или общее освещение даже для предметки.



Учитывая, что вспышка может работать как в автоматическом режиме (основная, заполняющая, с коррекцией), так и в полностью ручном (точная настройка мощности через меню камеры), то возможности дает богатые.
    По размеру она ну совсем чуть-чуть больше, чем старая, зато уже далеко не такая бесполезная, и это радует. И никаких батареек, питание вспышка берет от камеры и имеет свой выключатель.

Итак, наконец мы разобрались с дизайном, эргономикой, управлением. Остается не так много :) В следующей части поговорим о качестве картинки, новых возможностях внутрикамерной обработки, стабилизации. Покажу много всяких портретов, как студийных, так и с естественным светом, на разных ИСО. Ну и отдельно пойдет обзор видео-возможностей и софта.

Все материалы по Olympus OM-D E-M5 Mark II (раздел пополняется):


- Olympus OM-D E-M5 Mark II - анонс и hands-on превью
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - режим high resolution
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - дизайн, эргономика и управление
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - качество изображения
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - возможности видеосъемки
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - обзор Software
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - режим Live Composite
    - Olympus OM-D E-M5 Mark II - Итоги

Обзоры объективов на систему micro 4/3:


- Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO - личные впечатления
    - Samyang 7.5 f/3.5 на MFT - впечатления

Обзоры других камер формата micro 4/3:


- Обзор Olympus E-M1 - unboxing - открываем коробку, первые впечатления
    - Обзор Olympus E-M1 - ч. 1. Дизайн, эргономика, дисплей и EVF
    - Обзор Olympus E-M1 - ч. 2. Скорость, автофокус, съемка на MF-объективы, работа автоматики
    - Обзор Olympus E-M1 - ч. 3. Сенсор: чувствительность, ДД, детализация, цветопередача, стабилизатор
    - Обзор Olympus E-M1 - ч. 4. Студийная съемка, видео, Wifi, доп. функции и прочая информация. Итоги.
    - Olympus OM-D E-M5: дваждыкроп и профессиональная предметная фотосъемка
    - Olympus OM-D E-M5: low-light high ISO performance (ISO 8000)

Некоторые "сопутствующие" публикации, которые могут быть вам интересны:


- О размерах и пропорциях кадра - ФФ, кроп и дваждыкроп
    - Сравнение шумов на Olympus E-M1 и Canon 5D Mark II - "угадайка"
    - Плюсы и минусы ФФ БЗК - чуть-чуть рассуждений
    - Что такое shutter shock на беззеркалках и как с ним бороться?

om-d em-5 mark ii, обзор, olympus, om-d em-5, фототехника, олимпусовое

Previous post Next post
Up