Карлос Кастанеда в одной из книг описывал жизненный принцип, которому его обучил Дон Хуан. Старый колдун взял для примера метафору взаимоотношений охотника и зверя.
Зверь предсказуем, он следует плану, следует рациональности, заложенной в него природой - у него распорядок, он знает, когда и где ему питаться, когда и где гадить, когда и где спать. А охотник имеет в жизни огромное преимущество - ему известен распорядок зверя, но сам он распорядка не имеет, он не зависим от привычек.
В данном случае нужно понять свое преимущество над теми, кто живет по распорядку и по шаблонам, стереотипам.
Почему многим бродягам нравится их жизнь?
Потому что они никому ничего не должны, они ни от кого не зависят, они по-настоящему свободны, не подчинены распорядку, и именно они живут так, как им вздумается, а вовсе не богачи, не «сильные мира сего».
У богача куча проблем. Он плохо спит, его разрывают звонками, охрана сопровождает его в туалет. Я не знаю ни одного богатого, обладающего властью и при этом действительно счастливого человека. Достаточно посмотреть в их улыбающиеся, но никогда не выглядящие счастливыми лица. Ни один из них не принадлежит себе по-настоящему, потому что они в плену жизни, которой так хотели и которую создали себе.
Если война, бедствие, разорение, несчастье - кто выживет? Выживет тот, кто ни от чего не зависит. Выживет тот, кому нечем дорожить, кроме собственно самой жизни.
Чем больше ты всего в жизни планируешь, чем больше подвержен стереотипам, социальным нормам, представлениям о счастье - тем меньше ты этого счастья получишь.
Спланированное, организованное счастье - это лишь иллюзия.
Счастье - это когда тебе ничего не нужно для счастья.
Нас всегда воспитывали так, как будто мы должны жить, постоянно оправдывая что-то - свои надежды, чужие, общественные.
Мы придумываем себе план, распорядок и думаем, что следование этому распорядку сделает нас счастливыми, особенно если мы претворяем в жизнь этот план и получаем иллюзию выполнения некой социальной программы, хотя мы просто поднимаемся на ступеньку лестницы, у которой нет конца.
Нас воспитали папы и мамы, мы воспитали себя, получили образование, получили и некоторые рамки. Мы стесняемся других и самих себя, если вдруг нам, «людям с высшим образованием» и «хорошим вкусом» начинает нравится какая-нибудь попсовая песня. Почему? Потому что мы ожидаем от себя и другие ожидают от нас более интеллектуальных пристрастий.
Хотя в абсолютном смысле все это не имеет никакого значения вообще, мы пытаемся искусственно загнать себя в рамки той личности, какой себя представляем, в рамки той личности, какой нас представляют себе окружающие. Хотя у каждого есть свое скелет в шкафу.
А теперь вопрос: зачем мы это делаем и почему обязаны оправдывать чьи-то и свои собственные надежды?
Почему такую короткую жизнь мы проводим, постоянно пребывая в плену социальных стереотипов, неких планов, которые мы выстроили себе или другие выстроили для нас, почему всю жизнь стремимся оправдывать ЧУЖИЕ ожидания?
Возможный ответ - «потому что иначе нельзя выжить».
Правильный ли этот ответ?
Есть ли что-то более истинное в нас, чем забытое ощущение того, что мы ЖИВЫ?
Чем дольше развивается цивилизация, общество, тем больше над каждым из нас довлеют постоянно тяжелеющие стереотипы социальной полноценности.
Например:
«Человек должен иметь семью и детей»
«Человек должен иметь хобби, чтобы в нем проводить свободное время»
«Человек должен иметь культурный досуг»
«Человек должен трудиться»
"Человек должен быть полезен обществу»
Многие думают, что эти аксиомы верны, поскольку их реализация наполняет жизнь смыслом.
Но (о, великий секрет, великая тайна мира!) у жизни нет иного смысла, чем сама жизнь.
Ты живешь, если делаешь то, что тебе нравится, то, от чего становишься лучше.
Ты живешь, если просто живешь.
Ты живешь, если, выйдя из дома, замечаешь осколок бутылочного стекла, бросающий изогнутый зеленый блик на асфальт - и видишь его как часть жизни, как часть мира, как чудо бытия.
Нужно ли искать какую-то высшую конечную цель для своего существования, если душа бессмертна, а земная жизнь - лишь один из бесконечного множества куда более длинных и интересных этапов?
Любая цель, если заставлять тебя идти к ней, если отказываться от чего-то для ее достижения, становится запертым вагоном на рельсах, которые приведут к концу этого этапа еще быстрее, чем жизнь без какого-то определенного пути, жизнь в гармонии с собой.
Многие считают, что мы не просто так здесь, что человеческое существование само по себе изначально наделено какой-то целью. Но это вечная проблема человека - поиск оправдания своему существованию, своим поступками. Хотя никакого оправдания не нужно.
Многие думают, что отсутствие цели существования, рамок, стереотипов приведет к анархии.
Но если оглянуться и посмотреть на путь человеческой цивилизации, то именно цели, стереотипы, чаще всего рождали конфликты.
Если обратиться к довольно популярному учению - «Трансерфингу» Вадима Зеланда -, то там можно найти много идей, связанных с целью и с путем к ней. Но в последнее время я немного изменил свое отношение к этому непростому и неоднозначному концепту. Само по себе наличие цели делает человека зависимым от нее, вовлеченным. И здесь мы видим очень серьезный и тяжелый конфликт, противоречие, своего рода змея, кусающая свой хвост.
Постановка цели рождает вовлеченность, стремление к цели, это стремление подчиняет разум. Мы концентрируем внимание на временной цели (временной - поскольку всё в жизни временно), теряя способность видеть то, что не попадает в фокус. Поэтому главное не цель, не «чистое намерение» ее реализовать. Главное (и об этом трансерфинг умалчивает, но зато подчеркивает учение Дона Хуана) - ВИДЕТЬ. Главное - ВИДЕТЬ то, что вокруг тебя, замечая перемены, замечая истинную сущность вещей, видеть ВСЁ, но ни на чем не останавливать взгляда, чтобы не потерять всеобщность, всеохватность своего вИдения.
Это похоже на фишай, у которого ГРИП от забора и до обеда - в противоположность телевику, который выхватывает из мира лишь малый кусок с расфокусированным фоном.
Глядя в прицел, мы думаем, что поймали свою цель на мушку, и нужно лишь чистое намерение для того, чтобы нажать на спусковой крючок.
Но, увлекшись этой четко видимой целью, мы легко забываем о том, что в этот момент становимся уязвимы. Можно подкрасться сбоку, сзади - и убить, пока ты выцеливаешь что-то через свою маленькую амбразуру. Ты видишь цель ясно, как на ладони перед тобой, но не видишь того, кто подходит сбоку и может толкнуть, в конце концов, ты можешь не увидеть более близкой и доступной цели.
Вот поэтому концентрация на чем-то - это всегда сужение своей области внимания и постановка под удар своей задницы.
Любая вовлеченность, любая зависимость, любое притяжение или привязанность - это то, что делает нас слабыми, оголяет наш зад и делает доступным для пинка.
А пинок может дать кто угодно и что угодно.
Личная независимость, невовлеченность потребует отказа от самодемонстрации, честолюбия, от прошлого. Многие держатся за прошлое как за ту вещь, которая кажется им единственным, что будет хранить верность всегда и никогда не изменится.
Но прошлое не дает идти вперед. Жизнь - это изменения, бесконечное течение. Если ты бурлишь вместе с ним - оно вынесет тебя и не ударит о камни. Если будешь напрягать все силы и плыть против течения - потеряешь силы, а одержать верх в этой борьбе все равно не сможешь.
Упав в воду, ты можешь наметить для себя далекий ориентир, хотя никогда не сможешь предугадать, в какую сторону повернет эта река.
Большинство будет барахтаться до последнего и, возможно, ценой огромных усилий, выплывет обратно, вернется к развилке и достигнет того ориентира, той цели - уже даже не имея сил наслаждаться достигнутым.
Но это ли счастье?
Счастье ли - попасть в плен своей цели и плыть против течения, не замечая, что оно легко и непринужденно несет тебя к твоему счастливому берегу?
Увы, никто из нас не знает истинной и ПОСЛЕДНЕЙ правды о счастьи. Никто не знает рецепта. И, возможно, это к лучшему - потому что любой рецепт сделает нас пленниками идеи, слепо и из последних сил бредущими к цели, которая может быть нам уже и не нужна.