Черно-белый цифровой портрет

Feb 15, 2011 09:29



Черно-белый портрет - совершенно обособленное явление в фотографии. Многие опытные фотографы считают, что портрет вообще имеет право быть только черно-белым.
Сегодня мы не только попробуем разобраться, откуда произрастает такая философия, но и попробуем обработать портрет, полностью контролируя перевод в ЧБ.

Как показывает практика, сам по себе цвет не несет почти никакой практической ценности для передачи черт лица, для раскрытия характера, эмоций. Это связано с тем, что восприятие цвета кожи у нас сильно стандартизировано, а лицо вообще - один из самых привычных графических архетипов, которые мы видим каждый день. В нестудийных условиях, особенно при сложном освещении, лица могут показаться вообще одинаково серыми, что не мешает нам хорошо узнавать их и различать их выражения и эмоции даже в глубоких сумерках, когда человеческий зрительный аппарат почти не различает цветов.
Получается, что для портрета цвет практически не нужен. Более того, оказывается, что в портрете цвет часто вообще вредит отрешенности восприятия. Он заставляет концентрировать внимание на цветовых деталях, оттенках, перегружает зрительный центр лишней информацией, которая мешает осмыслению портрета как проекции трехмерной формы.

Но черно-белая фотография - это не просто отсутствие цвета. И при аналоговом, и при цифровом процессе в руках фотографа оказывается замечательная возможность управлять тем, как яркость ЧБ изображения будет зависеть от цвета. Возможности черно-белой фотографии позволяют эффективно акцентировать те или иные части лица, изменяя чувствительность к отдельным цветам. Оперируя цветовыми каналами в цифре (или применяя светофильтры и пленки разной хроматической чувствительности в аналоговом процессе), можно например изменить яркость губ или глаз модели относительно общей тональности лица:



На приведенном примере конвертация в ЧБ произведена с разными настройками хроматической чувствительности, что заметно по соотношению яркостей различных элементов. Каждый из вариантов по-своему передает объемы лица, его фактуру,
выражение глаз, тональность кожи, даже оттенок одежды и фона.

По сути возможность изменения хроматической чувствительности уже после съемки как раз и является главным преимуществом цифровой фотографии, когда речь заходит о ЧБ.

Однако без должной обработки цифровое фото остается лишь набором нулей и единиц. Давайте посмотрим, как построен типичный workflow при обработке черно-белого портрета из цифрового исходника.

Обработку цифровых фотографий с прицелом на черно-белую стилистику можно условно разделить на несколько этапов.

1. Конвертация RAW-файла

На этой стадии мы воспользуемся RAW-конвертором, отдавая преимущество той программе, которая дает наиболее детализированное и чистое изображение, не уделяя особого внимания цветопередаче. Важно заметить, что последующая ЧБ обработка предъявляет очень жесткие требования к качеству конвертации на пиксельном уровне.
В своих тестах RAW-конвертеров ( 1 часть, 2 часть) я наглядно показал, каким образом шумы, перешарп или низкая детализация проявляются в отдельных каналах RGB-изображения. Поскольку при настройке хроматической чувствительности мы по сути будем смешивать в разных пропорциях три канала RGB-картинки, то любые недостатки конвертации вылезут в виде шумов и артефактов.

Могу сказать, что по итогам своих тестов именно для конвертации портрета я остановился на кэноновском DPP (Digital Photo Professional). Он дает наиболее чистую, пластичную картинку, которая при ЧБ обработке выдает результат, более достойный, нежели другие конвертеры, резкие, но шумные.

Настройки конвертера выбирают такие, чтобы полностью сохранить диапазон яркостей в каждом из каналов. В связи с этим бывает целесообразно уменьшить контраст и внести экспокоррекцию.

Эффекты постобработки также следует отключать, в первую очередь это касается шумоподавления, особенно цветного, поскольку при этом теряются детали в каналах. Шарп и повышение локального контраста в конвертере также отключают, поскольку такие фильтры применяются уже на завершающих стадиях обработки.

NB

Может возникнуть резонный вопрос: почему бы не использовать все возможности современных конвертеров и не обрабатывать черно-белые портреты там целиком?
Понять, почему я являюсь противником обработки в конвертере, поможет вот такой пример. Здесь очевидно, что в режиме Black and White конвертор Lightroom из-за недостатков алгоритма демозаика при сходных настройках хроматической чувствительности дает более шумный и подверженный постеризации результат, чем Photoshop при работе с RAW, сконвертированным при помощи конвертора Digital Photo Professional:



Поэтому мы пойдем по пути достижения наиболее качественного результата, не боясь потратить время на вдумчивую и кропотливую обработку в Фотошопе.

Из конвертера файл сохраняем непременно в 16-битный TIFF, чтобы потом при обработке нигде не потерять градаций.

2. Настройка хроматической чувствительности

Второй этап - наиболее важный с точки зрения эстетики черно-белой фотографии вообще - это собственно перевод в ЧБ.
Простое удаление из фотографии цвета само по себе в очень малой степени способно обогатить, улучшить изображение. Если в цветной фотографии и в живописи бытует выражение «работа с цветом», то, как бы это ни казалось парадоксальным, оно в равной степени применимо и к черно-белым видам изобразительных искусств. Как мы уже говорили ранее, тот или иной цвет может быть интерпретирован в виде совершенно разных оттенков серого цвета, и от этого напрямую будет зависеть общее настроение кадра, контраст одних объектов по отношению к другим, фактура и ритмика. Этот этап обработки мы назовем настройкой хроматической чувствительности. При этом мы будем вручную устанавливать коэффициент выходной яркости для каждого из основных цветов. Эту операцию можно произвести несколькими способами.
В сегодняшнем примере я решил использовать встроенный инструментарий Фотошопа, а именно - фильтр Black & White.

Давайте посмотрим на исходную картинку, выбранную для сегодняшнего урока.



Это типичный портрет, сделанный с помощью зонтика и вспышки, а модель выглядит здесь весьма заурядно и плоско. И причина здесь не только в том, что лицо модели не выражает эмоций, но и в том, что я как фотограф не смог должным образом подать главную деталь портрета - глаза.

Каким же образом в данном случае настроить хроматическую чувствительность? Какие цвета «задавить» по яркости, а какие наоборот осветлить?

Глядя на цветной оригинал, опытный фотошопер сможет с уверенностью сказать: единственной конвертацией тут не обойтись.

Первым этапом на копии слоя сделаем конвертацию в ЧБ, ориентируясь прежде всего на цвет кожи и ее фактуру:



Красные цвета я затемнил, а желтые - осветлил. Это нужно для того, чтобы разнести по яркости губы и основной скинтон. Однако с красным нужно быть осторожным - излишнее его затемнение мгновенно проявляет все дефекты кожи, прыщи, сеточку сосудов и т.д.
Также можно заметить, что я затемнил синий и мадженту. Это цвета, из которых состоит цвет кофты, а я решил затемнить одежду, чтобы она не отвлекала от лица.

Главным недостатком этой конвертации будет отсутствие объема глаз:



Почему проблему нельзя решить за один перевод в ЧБ?

Для того, чтобы осветлить радужку глаз, нужно осветлить красно-желтые оттенки, причем до такой степени, что все остальное лицо уйдет в засветку. Кроме того, как видно из картинки выше, белки глаз также требуют осветления, а там основной цвет - синевато-голубой. А мы уже решили, что сине-сиреневую кофту надо затемнить. Поэтому очевидно, что за одну конвертацию в ЧБ мы не решим всех наших задач.
Тем не менее, никто не мешает нам сделать второй перевод на отдельном слое и потом проявить этот слой в нужных местах с помощью маски.

Итак, вторая конвертация (для глаз) будет выглядеть так:



Теперь можно создать маску и проявить вторую конвертацию только там, где она нужна:



В целом портрет все еще смотрится довольно бледно и плоско, поэтому нас ждет третий этап обработки:

3. Локальные коррекции яркости и контраста

Фотошоп подарил нам два замечательных инструмента, которыми хороший ретушер может в буквальном смысле творить чудеса. Это Dodge tool и Burn tool.

Посмотрите, как можно усилить блики в волосах, придать объем глазам и отретушировать неровность над бровью с помощью этих двух инструментов:



Помимо ручной обработки можно дополнительно прибегнуть к методу шарпа с большим радиусом, но малым значением - HiRaLoAm (High Radius Low Amount). При этом значительно повышается локальный контраст.
Эту операцию также целесообразно проделать на отдельном слое и проявить по маске в нужных местах: на глазах, бровях, губах, локонах волос:



4. Общая коррекция яркости и контраста

На этой стадии фотографии можно придать законченный вид, внеся общую коррекцию яркости и контраста. По традиции воспользуемся для этого кривыми.

Я решил сделать портрет более контрастным, драматичным. Для этого я применю корректирующий слой с модифицированной S-образной кривой:



Легкое виньетирование и небольшое тонирование в сепию удачно завершат образ:



*  *  *
Пройдя черезо все эти этапы обработки, можно легко понять, что создание черно-белого портрета из цифрового исходника редко может ограничиваться одной-единственной настройкой хроматической чувствительности
и уж тем более простым Desaturate.

цифровая обработка, photoshop, методики, фотошоп, портрет, ЧБ, статьи, фотографии, психология восприятия

Previous post Next post
Up