Пермь потеряла Алексея Иванова, а Свердловская область приобрела его. Вновь. "Хребет России", столь восхитивший всех полтора года назад, стал основой брендирования федерального округа,
концепция "горнозаводской цивилизации" становится программой развития въездного туризма на Урал. Алексей Иванов востребован в Екатеринбурге после трёхлетней оппозиционной партизанской борьбы в Перми. Урал окончательно стягивается в Свердловскую область, ставя её как перед широкими возможностями, так и перед объективными вызовами.
Казалось, всё красиво и всё правильно. Точнее по большей части так и есть.
Однако же смею скромно отметить несколько обстоятельств, которые вызывают у меня смущение и снижают градус позитивных ожиданий:
1. На Алексее Иванове свет клином не сошёлся. Несомненно талантливый писатель, удачливый мифологизатор, но отвечают ли создаваемые им образы возможностям Урала и его предстоящему развитию? Мы хотим консервации или нового качественного состояния? Концепция Иванова мне видится охранительно-консервирующей: "
Таких селений нет нигде больше в мире". Прекрасно, когда весь разговор о "цивилизации" сведён к внешнему антуражу, а не к человеку. В этих самых расчудесных селениях, между прочим, живут вполне себе конкретные люди, которые, подозреваю, мечтают о нормальном водоснабжении, газе, чистых асфальтированных улицах, ночном освещении и сопричастности к управлению своим маленьким сообществом. Но это всё вряд ли часть "горнозаводской цивилизации". Не говоря уже о новейшем оборудовании на заводы - плотины, старые молоты и наковальни, тонны шлаков на окраине. Бренд территории не только во внешнем, но и в качественном наполнении, т.е. в социуме, его возможностях развития.
2. Объяснимо и понятно стремление заполучить Алексея Иванова, символический капитал которого прямо играет на брендирование территории. Однако ж, смею надеяться, земля Уральская не только Ивановым богата... Есть здесь и свои, доморощенные специалисты. Может быть, они не столь ярки в медийном формате и не получили у Чубайса миллион долларов на собственный фильм, но их взгляд, их видение, их обширная эрудиция и способность к ярким образам не вызывают сомнений. Их надо привлекать к работе, не как будущих рецензентов итогов экспедиций Иванова, а как соучастников. Более того, скажу прямее, как легальную, системную оппозицию. Иванову нужна внятная и толковая оппозиция. Кое-кто затмит его в постмодернистских игрищах, кое-кто окажется интереснее в образах, но только во взаимной борьбе-сотрудничестве может родится яркий и красивый, лоскутный как и весь Урал, проект. Министерство готово к такому варианту?
3. Общественное обсуждение. Речь идёт не о пресловутых посиделках на круглых столах и перепалках в блогосфере. Речь идёт о социальной инженерии, когда сообщества будут привлекаться к работе, когда будут формулироваться творческие задания и предлагаться креативные проекты, когда общественность станет сообщественностью, когда Урал станет интересен, когда захочется пройти новый этап его освоения. В противном случае мы получим неприглядную картину звереющих туземцев, на которых приехали тыкать пальцами чуднЫе туристы из метрополии и дальше.
4. Судьба Екатеринбурга. "Железное кольцо" - страшно, кстати, от такого названия, неуютно - либо своим центром, либо системообразующим элементом будет содержать Екатеринбург. Однако этот город - символ изживания горнозаводской цивилизации, символ и локомотив постиндустриального развития. Еще не гламурная картинка, но однозначный контрапункт горнозаводским селениям. С Екатеринбурга кольцо обречено начинаться и здесь заканчиваться, ибо - вокзалы, аэропорт, гостиницы, начало автротрасс. Тем не менее ни в выступлениях и работах Иванова, ни в последних материалах на эту тему от Министерства нет описания роли и места города в этой концепции. Зато всё чаще звучит Верхотурье - эдакая мечта возвращения к истокам, к невинности и благоденствию.
В любом случае, Алексею Иванову придётся не легко: одно дело медийный формат, а другое - натуральные потоки живых людей. Дальше вопрос доброй воли: помогать или препятствовать - со стороны сообщества, вовлекать или изолировать - со стороны Министерства.