Сегодня довелось в целях расширения познания об окружающем мире, с культурологическими задачами и пр. побывать на дискуссии в "Мемориале". Да-да, они ещё живы и там ещё дискутируют. Милый такой клуб, почти семейный; собираются в подвале, пьют чай. Иногда к ним приезжают гости. Сегодня был профессор Голосов
(
Read more... )
Когда вы, Дмитрий, так вроде бы ясно рассуждаете о внесистемной оппозиции вы умалчиваете главный вопрос о том, кто определяет эту систему. А ведь это крайне волюнтаристское действо, надо сказать.
А может это власть внесистемна?
Как мне кажется, дело не в том, системна оппозиция или нет. Это вопрос определений.
Люди, пришедшие к власти могут найти еще сотню причин не обращать внимание на недовольных.
И действительно, власть заинтересована в оппозиции, которая будет соблюдать все существующие правила и именно поэтому никогда, то есть совсем никогда не будет реальным политическим конкурентом. Вот такая оппозиция нужна.
Вот для такой оппозиции создано пространство. Верней, такое пространство и создано, чтоб только такой оппозицией и быть. Или вообще не быть.
Не думаю, что для нас, для граждан такой "тандем" власти и оппозиции был бы полезен. Скорее наоборот, в конце концов благие намерения людей во власти (а таковые намерения безусловно имеются) без давления со стороны оппозиции, или шире - общества, очень быстро трансформируются в другие желания и интересы, имманентно присущие представителям той социальной группы, которая держит в руках бразды правления в социально-экономическом строе, именуемом капитализмом.
И дело не только в принуждении оппозиции к соблюдению существующих правил
Reply
Мысль про внесистемную власть мне очень понравилась. А то, что системность определяется кем-то и зачем-то вполне очевидно. Просто в рамках доклада не было задачи заниматься развёрнутой теорией. Сообщество собралось вполне идеологизированное, а потому было интересно выступить там не теоретиком (практиком уж и подавно, мой оппозиционный опыт ограничивался несколькими годами в начале 2000-х), но с провокационным, немного идеологическим текстом.
Возможно, попозже сделаю текст политологическим, потому что для меня далеко не всё так очевидно в этой теме.
Reply
И меня еще заставила задуматься идея о том, что для существования оппозиции в России все есть.
Действительно, вроде есть. Можно говорить, можно критиковать, можно создавать партии и пр.
Однако, если присмотреться, то все очень сложно и неоднозначно.
Например создание партии сопряжено с фантастическими трудностями, как формального так и неформального характера, что делает такую работу заведомо безуспешной.
Правда, русские революционеры начала 20 века так и мыслили свою деятельность, то есть как практически безнадежную и не ведущую к личному успеху. Они просто не могли иначе в той обстановке. Но кончилось-то это все большой кровью.
Не хотелось бы, чтоб и у нас появились люди, которые из-за безнадежности начнут ставить идеальные абстракции выше своих и чужих реальных жизней.
Reply
Leave a comment