(no subject)

Dec 29, 2014 12:02

О КОКТО

В моих некогда любимых "Легендах мирового кино", оказыватся, была серия про Жана Кокто. Посмотрел. Впервые плююсь и негодую в адрес создателя этого документального проекта Константина Карасика. Образ Кокто вообще на раскрыт, даже подход не найден! Это какой-то другой Кокто, а не тот Великий фиглярствующий эстет, писатель, драматург, эссеист и нерешаемая загадка французской культуры.
Жан Кокто - это прежде всего поэт, причем непрестанно размышляющий о природе своего поэтического и поэзии как таковой. И его приход в кино - это часть миссии или, если угодно, его поэтического проекта - связать поэзию и визуальность, выразить поэтическое средствами визуального языка. Не показывать картинку, а творить ею поэтическое полотно. До Кокто не было подобного опыта, даже сама проблема оказывалась за гранью понимания. Представляете себе Пушкина-художника? Или Тютчева-фотографа? А Жан Кокто стал и художником, и режиссером, и фотографом. И кино использовалось им как поиск визуализации поэтического. Также как и роспись часовни в Вильфранш-сюр-Мер - поэма во фресках. Кокто входит в кино сюрреалистической философской работой "Кровь поэта" - как это можно пропустить в его жизнеописании?
А как можно игнорировать круг общения Кокто? Это весь цвет французского "белль эпок", это Пикассо, Стравинский, Сати, Аполлинер, Жакоб, это кинематограф Франции, это колоссальное взаимодействие со всей современной ему культурой (авангардной и андеграундной прежде всего).
А сколько можно оставаться в шорах советской стыдливости? В "Легендах мирового кино" Антон Карасик говорит: "К тому времени Кото и Маре связывали несколько лет дружбы". Да блин, там была самая настоящая любовь, которую никто не скрывал от посторонних. Цикл стихов "Жану Маре" насчитывает 115 произведений (на русский переведены 25), часть из которых Кокто писал по ночам и подсовывал листок, сложенный в форму звезды, под дверь Маре. И вся театрально-кинематографическая карьера Жана Маре - этого любимчика советских женщин - обязана тому единственному моменту, когда Жан Кокто прибежал к нему с фразой: "Случилась катастрофа! Я полюбил вас". И из кино Маре ушел вскоре после смерти Кокто. В своих мемуарах и затем в отдельной книге "Непостижимый Жан Кокто" он описал их взаимные чувства, свою привязанность к Кокто. И это не какие-то там пошленькие истории, а, да-да, культура и искусство ХХ века.
По той же причине невозможно игнорировать кочующий из произведения в произведение образ Даржелоса - детско-юношеского переживания Кокто. Он поэтизирован, он нарисован, он экранизирован, он даже появляется в работах тех, кто опирался в своём творчестве на произведения Кокто.
Или вот еще из области того же стыдливого умолчания: Кокто был наркоманом. В 1923 году после трагической гибели Раймона Радиге (естественно, не только друга и талантливого писателя) он стал курить опиум. Долгие годы старался излечиться от своей зависимости, страдал и сильно болел, почти умирал. В эссе "Опиум" он раскрыл весь кошмар этой зависимости. Однако именно она формировала часть художественного мира Кокто. Не оттуда ли пришел ангел Эртебиз? Не там ли зеркала стали входом в иные миры? Искусство рождается из всего, не надо закатывать глаза и делать многозначительные паузы.
О людях масштаба Кокто бесполезно говорить сразу и целиком за 20 минут - получается нелепица, выдумка. Я уже 12 лет читаю его, смотрю фильмы и мечтаю о погружении в его творчество как исследователь. А "Легенды мирового кино", бах, и за пару недель всё состряпали. Не смотрите. Дождитесь, когда кому-то из ценителей хватит смелости выйти с публичной лекцией о Кокто;) А лучше всего, возьмите изданные книги, попробуйте посмотреть "Орфея" и на муаровых крыльях Эртебиза начать свой подъём-спуск в мир непостижимого Жана Кокто.

Кокто

Previous post
Up