Когда мы говорим о классическом (и неизбежно идеально-типическом) государстве-нации, то мы говорим о едином экономическом и политическом пространстве. То есть мы говорим о единых правилах игры на рынке и в борьбе за власть. На каких основах можно построить глобальный рынок с едиными правилами и глобальное политическое пространство с едиными правилами - сейчас не очень ясно. Ясно только, что республиканские правила, а тем более всеобщие политические права, работать в глобальном мире не смогут. Скорее, речь идет о глобализации элит - она по сути уже произошла. В этой связи, кстати, совершенно понятен курс российского режима на "национализацию" элиты, потому что весь российский правящий класс за 25 лет так и не решил задачу своей интеграции в большой мир, а решили только отдельные его представители, да и то частично. И вот тут мы возвращаемся в историю - аристократические европейские элиты Нового времени были гораздо более интегрированы друг с другом, нежели даже сегодня. Это я к тому, что вряд ли мы сможем построить подлинно глобальный мир (тут я скептик), но объективно в современном мире понятие "элита" расширилось. Тут не только аристократия, но и бизнес, ученые и интеллектуалы, способные создавать новые идеи, литераторы, мастера искусств. И нам в России нужно (вос)создавать социальные лифты, которые бы позволяли гражданам при наличии споосбностей и усердия интегрироваться в эту глобальную элиту. А государства останутся: не для сохранения ненужных границ, а для предотвращения варваризации.
На каких основах можно построить глобальный рынок с едиными правилами и глобальное политическое пространство с едиными правилами - сейчас не очень ясно. Ясно только, что республиканские правила, а тем более всеобщие политические права, работать в глобальном мире не смогут. Скорее, речь идет о глобализации элит - она по сути уже произошла.
В этой связи, кстати, совершенно понятен курс российского режима на "национализацию" элиты, потому что весь российский правящий класс за 25 лет так и не решил задачу своей интеграции в большой мир, а решили только отдельные его представители, да и то частично.
И вот тут мы возвращаемся в историю - аристократические европейские элиты Нового времени были гораздо более интегрированы друг с другом, нежели даже сегодня. Это я к тому, что вряд ли мы сможем построить подлинно глобальный мир (тут я скептик), но объективно в современном мире понятие "элита" расширилось. Тут не только аристократия, но и бизнес, ученые и интеллектуалы, способные создавать новые идеи, литераторы, мастера искусств.
И нам в России нужно (вос)создавать социальные лифты, которые бы позволяли гражданам при наличии споосбностей и усердия интегрироваться в эту глобальную элиту.
А государства останутся: не для сохранения ненужных границ, а для предотвращения варваризации.
Reply
Leave a comment