Oct 16, 2013 19:50
В Средневековье существовала немецкая формула: "Stadtluft macht frei" ("Городской воздух делает свободным"). Современный Екатеринбург опьяняет свободой, впрочем как и любой постиндустриальный город. Но вот что интересно: восприятие города и его включенность в политические взаимодействия с регионом легко описать в категориях классического европейского Средневековья (хотя бы пользуясь текстами Жака Ле Гоффа). Я бы даже сказал, что постсоветский Екатеринбург воспринимается рядом субъектов в средневековой схеме. А это расширяет возможности сценарирования будущего (к классическому индустриальное-постиндустриальное, фордистское-постфордистское, советское - постсоветское).
- "Силуэт величественных городских зданий, инструмент и символ господства богачей в городе, рождал у городского люда смешанные чувства, в коих преобладали гордость и восхищение. Городское общество сумело создать ценности, в известной мере общие для всех жителей, - ценности эстетические, культурные, духовные".
- "Горожане стали требовать установления формы самоуправления, которую называли коммуной, но не всегда этого добивались. ... на самом деле, не считая Италии, горожане редко добивались этой почти полной формы независимости".
- "По мнению Жака Россио, "средневековый город - это прежде всего бурно развивающееся общество, сконцентрированное на небольшом пространстве, окруженном малонаселенными территориями. Кроме того, город - место производства и обмена, где смешиваются ремесленная и торговая деятельность, питаемые денежной экономикой".
- "Штурм, разграбление или обладание городом приносили богатство и славу. ... На город обрушивали анафемы".
Средневековый город - динамичный субъект жизни территории, с которым приходится считаться.
Далее текст из моего Фейсбука:
1. Областная властвующая группировка потерпела сокрушительное поражение в 2013 году. Несмотря на то, что у неё было время, ресурсы, головы - провал потрясающий по всем направлениям. Достойно учебника политологии.
2. Областники слабы и будут слабеть в условиях колоссального дефицита бюджета. Поддержать их некому, саботаж повсеместно либо уже начался, либо - обозримая перспектива.
3. Самостоятельную политическую партию в регионе в итоге начали "силовики". И это серьезно, поскольку передел собственности и пропуск сюда внешних экономических субъектов крайне нежелателен.
4. Тактически сохранение нынешней Администрации города Екатеринбурга оправдано прежде всего из-за контекста: в регионе нет команды с альтернативной программой развития города, а поэтому посягательства на захват "серого дома" - это не более чем способ приватизации ресурсов и различных капиталов (бюджетных и символических).
5. Екатеринбург - постиндустриальный город в отстающем индустриальном регионе. Конфликт идентичностей, политик, экономических интересов. Банальная зависть, бесконечный соблазн, желание захватить. Екатеринбург обречен стать крепостью (с нее он и начинал когда-то свою историю).
6. В Екатеринбурге устоявшийся, то есть институционализированный и консолидированный, городской режим. Правила игры более менее стабильны на протяжении многих лет, роли и функционал распределены. Противостоять в условиях осады легче.
7. В Екатеринбурге - вполне неолиберальная стратегия развития города + принцип "справедливость как право сильнейшего". С моральной точки зрения, это большая проблема (для немногих). В стратегическом отношении надо искать способы смягчения выбранной стратегии и выращивание команды, способной это осуществить.
Другими словами, похоже, что мы получили средневековую ситуацию вольного города, сломить строптивость которого сеньор может только силовыми способами. Хотя логичнее сосуществовать с этим городом, позволяя ему развивать прилегающую территорию. А значит - либо менять сеньора на подконтрольного, либо отстаивать свой статус (например, города федерального значения).
Екатеринбург,
региональная идентичность,
маразмики нашего городка