Тезисы из сегодняшних наблюдений города

Feb 16, 2013 21:31

1. Раньше все должны были ходить на завод - и Свердловск был индустриальным центром. Большевизм лелеял мечту избавить человека от быта и строил ему жилые комплексы без кухонь с минимумом возможностей для интимной повседневности.
Теперь все должны ходить в торговые центры - и Екатеринбург должен быть постиндустриальным центром. Либерализм лелеет мечту пресытить человека интимной повседневностью и строит ему жилые комплексы за забором, подальше от общественного. В обоих случаях важен поток, массовость, одинаковость. Похоже, что наш город - это одна из площадок социальной инженерии вот уже почти 100 лет. Здесь не важен человек и проявления его подлинности и самости. Здесь важно раствориться в чужой логике и плыть в общем потоке, даже если он мельчает и пересыхает. Как-то так...

2. Побывал в удивительном квартале в центре Екатеринбурга, я бы даже сказал в параллельном измерении города: там еще Свердловск ранний индустриальный борется за существование с Екатеринбургом поздним царским; там в полисаде около 2-этажных деревянных домиков дети по-настоящему, с криками на всю улицу играют друг с другом; там нет рекламы, а в наружных почтовых ящиках торчат конверты. Подобное не укладывается в голове, но оно есть. Завтра в обед иду фотографировать.

3. Свердловск был городом, где реализовывались амбициозные проекты конструктивистской застройки. Не повезло с принимающим суверенное решение и стройматериалами. Но если на секунду представить себе, что у свердловского конструктивизма были бы еще лет 10 в запасе, то какой город был бы на месте Екатеринбурга? Уникальный пластичный ансамбль, удобные в пространственном отношении постройки, особая социальная среда. Где-то на периферии потом бы возникали островки хрущёвской однотипной и одномерной убогости, а рядом - поточно-панельной и пошлой брежневской железобетонности. Но городу не повезло: конструктивизм ветшает, а сделанные в первое десятилетие 21 века пародии на него обветшали уже к моменту открытия...

4. У меня плохое ощущение: у Екатеринбурга больше нет истории, но есть сюжеты. Каждый из них интересен, увлекает в иные миры и создает потрясающие мечты. Но вместе эти сюжеты могут ужиться только как результат целенаправленного конструирования истории. Правящая группировка избавляется от коллективной памяти, превращая ее в услугу, которая в нужные моменты экономического развития востребуется на потребу масс. Память индивидуальная маргинализируется в глазах большинства. Удивительная метамофоза Пассажа: известный застройщик сносит здание - точку отсчета свердловского конструктивизма, торговую точку с историей, меняя облик центра города и создавая лакуну в коллективной памяти, но тех немногих, кто сопротивляется, клеймят позором - "Против развития города! За серость и убогость". Затем этот же застройщик проводит археологические раскопки на месте сноса здания, находит некие артефакты и объявляет, что в новоотстроенном здании Пассажа будет выставочный центр, где эти артефакты и будут представлены широкой (потребительской!) публике. Память как объект массового потребления - не ново, но ведь как цинично! Не Музей истории Екатеринбурга будет интерпретатором и рассказчиком истории города, а агентство недвижимости! О каком городе будет эта история?

Екатеринбург, Маразмики нашего городка

Previous post Next post
Up