"Мы их сами уберём"... О мэрии Екатеринбурга, городской культуре и абажурах

Jan 21, 2013 21:10

Фабула: в рамках ежегодного фестиваля "Не темно" уличный художник Тимофей Радя в центре Екатеринбурга инсталлировал абажуры, преобразившие уличное пространство квартала между Оперным театром, Федеральным университетом, несколькими ресторанами и крупными торговыми сетями. Один из самых оживлённых перекрёстков города обрёл новое символическое измерение.



К современному художественному высказыванию отношение в городе преимущественно пофигистски-негативное. Проект Ради впрочем взволновал интернет-общественность. Все СМИ высказались с большим оттенком уважения и приятия. Даже костная пресс-служба УрФУ постаралась так сделать заголовок новости, чтобы создавалась иллюзия прямой сопричастности университета к этой акции. 
Однако сегодня стало известно, что Администрация города Екатеринбурга считает этот проект не соответствующим некоему "архитектурному ансамблю" (а нечего с оранжевым цветом в стране победившего "нашизма" играться). Вот что сказал пресс-секретарь мэрии Денис Сухоруков:
"- В целом администрация города поддерживает действия горожан, которые пытаются своими силами улучшить город. Но мы предлагаем все же предварительно обращаться к нам для того, чтобы согласовать размещение той или иной инсталляции. Если говорить об абажурах на Ленина, то их придется убрать, ведь их установка согласована не была. Идея, конечно интересная, но специалисты нашего департамента архитектуры пришли к заключению, что абажуры не вписываются в общий архитектурный ансамбль территории вблизи Оперного театра."

Тимофей Радя в комментарии к этому высказыванию отметил: "Мы их сами уберём, как и собирались". 
Другими словами, воля власти и воля художника лишают центр города интересного, неординарного и позитивного объекта. 
2 тезиса:
1. "Главный враг власти - её исполнительная бюрократия"
2. "Автор высказался. Автор мёртв"

Основная идея:
Современное искусство связывает три стороны - художник, публика и власть. Современное искусство - всегда акт в том числе политического высказывания, даже если открыто эта мысль в высказывании не продемонстрирована. Поэтому власть, особенно ощущающая свою слабость, любит устанавливать диктат в области искусства. Заявить общественности, что то или иное произведение - полная фигня, - это давно уже в порядке вещей, символический акт демонстрации отсутствующей силы. Параллельно решаются и многие другие задачи (впрочем умная, даже если и слабая, власть научается изыскивать не упрямо лобовые столкновения). Как правило публика либо молчит, либо рукоплещет, ибо, и это показывает история и современная социология, для большинства актуальное искусство - то есть говорящее о современности и незнакомым большинству языком - это что-то запредельное, настораживающее, пугающее. Проще избавиться, чем терпеть рядом. 
Что остаётся художнику? Он может защищаться, когда нападают на его творчество, он может игнорировать эти нападки и отойти в сторону. Но художнику не следует заниматься публичным объяснением своего замысла и, таким образом, превращать своё высказывание в канон и застывший монумент. Художник высказался - художник должен уйти. Свобода высказывания умножается на свободу интерпретации. Может ли такой тандем выжить в условиях общественной системы патерналистского типа и авторитарного политического режима? Не здесь ли рождается особое осознание художником своей миссии? Ударили по одной щеке, так надо ли бежать подставлять вторую?  
Абажуры в центре Екатеринбурга - это с момента их появления достояние города и горожан. Ни власти в отдельности, ни художника как творца. И тем более поразительно, что все те, кто рукоплескали неделю назад их появлению, сейчас либо отделались сожалеющими комментариями к посту Ради, либо не обращают внимания. Ни письма в защиту, ни интернет-голосования...

Вопросы к мэрии и горожанам:
1. Екатеринбург будет принимать этап ЧМ по футболу и готовится к финалу в борьбе за ЭКСПО-2020. Представить себе современный мировой город, на статус которого Екатеринбург посягает, согласно толстому "Стратегическому плану развития города", без публичного пространства, где свободно (пусть и согласовывая место) высказываются различные художники, невозможно. Приезжающие туристы уже привыкли смотреть прежде современные произведения, а потом уже исторические артефакты и археологические находки. Что на данном этапе им готов предложить Екатеринбург? Лубочную культуру советского типа? Ансамбли песни-пляски? 
2. Если Екатеринбург выиграет-таки право на проведение ЭКСПО, то неизбежным следствием будет необходимость создания современного культурного пространства. Но какими силами, если местных художников стараются вогнать в рамки "Сиди и не выпендривайся"? Пути будет два: импортировать сюда художественный десант из Москвы, а лучше, потому что дороже, из-за рубежа - и тогда получаем пермскую модель культурной интервенции со всеми негативными последствиями для власти; либо мобилизовать имеющиеся культурные ресурсы, что делать надо было уже вчера! И на каком варианте готова остановиться мэрия?
3. Управление культуры Администрации Екатеринбурга в 2012 году приняло два важных стратегических проекта "Екатеринбург - центр современного искусства" и "Екатеринбург - территория творчества". Однако почему-то мэрия вместо обращения к этому ведомству предпочло прислушаться к чиновнику из департамента архитектуры, который, вероятнее всего, никогда и слов таких, как "современное искусство", "инсталляция" и пр. не слыхивал. Может быть, разумно послушать профильное ведомство? А еще бы поговорить с представителями художественного сообщества? Да заодно освежить текст стратегических проектов. 
4. Возможно ли внедрить в Екатеринбурге такую систему отбора культурных проектов и художественных высказываний в пространстве города, которая проходила бы публичное обсуждение? Например, простое голосование в интернете. А также обязательно наличие нескольких, насколько возможно независимых, экспертных мнений...
5. Мы действительно готовы к тому, что город, который еще недавно кичился тем, что он самый свободный в России, превращался в место, где несколько чиновников решают не только, какое здание под снос и в какую сторону повернуть движение на улице, но и какому художественному высказыванию существовать или нет?

Мне кажется, есть хороший шанс в этом году начать с малого: сформировать общественный договор о культурном пространстве Екатеринбурга, где мэрия прислушивается к горожанам, а горожане что-то готовы в ответ прощать мэрии. Важно определить правила игры, когда художник четко понимает, к кому он может прийти в мэрии, что это не займет полгода согласований и чиновник окажется понимающим, а не с образованием ПТУ.
По крайней мере разговор взрослых, а не по понятиям, кто здесь круче. 

Екатеринбург, street art, маразмики нашего городка

Previous post Next post
Up