- Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего, - заявил Михайло Ломоносов. Околонаучный люд подхватил фразу, вознёс на знамя, но так и не понял заложенного в ней смысла.
Нет будущего. Нет прошлого, в привычном понимании. Время движется в разные стороны, так же, как мы перемещаемся в пространстве. Так называемые «исторические параллели», никакие не «параллели», а те же самые события.
Есть люди умеющие «читать». Кто-то в силу таланта, иные добирают образованием. Однако внутреннее неприятие теории многомерности времени, заставляет многих из них делать ложные выводы.
Представьте, что археолог раскопал круглую скульптуру какого-нибудь Лаокоона и пытается убедить себя и нас, что это двумерная картина. Его так учили в университете. Раму золочёную соорудил с вензелями. Ракурс нужный подобрал. Картина. Как есть картина! Но стоит сделать шаг в сторону и, всё посыпалось. Рука-то торчит из плоскости!
Одним из тех, кто «читать» умеет, вне сомнений, является известный блоггер
avvakoum. Но и он добровольно надевает шоры, пытаясь найденное жемчужное зерно загнать в привычную парадигму.
Вот фото из его поста
«Истоки».
«На рельефе изображён процесс раздачи денег императором Марком Аврелием гражданам Рима», - пишет Аввакум. Возможно, так оно и было, если следовать убеждению, что события изображённые на горельефе происходили давным-давно. Однако, рука торчит.
Забудем всё, что знаем о Древнем Риме. Попробуем посмотреть на горельеф глазами ребёнка. Отвлечёмся от смешных одежд и причёсок. Это такой же канон, как, например, в русской иконописи, или фресках Древнего Египта.
Первое, что бросается в глаза - накал страстей. Вы серьёзно считаете, что раздача денег может проходить в «тёплой, дружественной обстановке»? Тогда рекомендую вспомнить недавнюю историю, как один моральный урод выкидывал из окошка купюры по 5000 рублей. Внизу быстренько развернулась потасовка за халяву. Приличные люди в одно мгновение утратили человеческий облик. Вывод: к раздаче денег сюжет не имеет никакого отношения.
Второе. Горельеф разделён на три значимых уровня. Верхний полностью отдан под колонны. Их толщина примерно соответствует толщине запястья граждан. Подобный эффект возникает при изображении в перспективных сокращениях большого колонного здания на некотором удалении. То есть, изображённое сзади здание имеет серьёзное значение в контексте произведения.
Третье. Средний и нижний уровни отданы людям. Люди верхнего уровня заняли какую-то стратегическую высоту и чего-то ждут. Нижние (и стар и млад) готовы грудью встать на их защиту. Безголовый дядька слева преданно лебезит перед «верхними», всячески выказывая свою поддержку. А теперь посмотрите, на чём сидит «верхний уровень»? Башенки, механизмы какие-то, заклёпки вдоль борта…
Похоже?
Итак, что мы всё-таки видим на «картине»?
Люди собрались защитить граждан, забравшихся на танк, на фоне какого-то здания. Какое же это могло быть значимое историческое событие? Дайте-ка подумать…
Учитывая, что Аввакум выкладывает пост 23 августа, аккурат в годовщину…
ОМГ! Да это же!..
Да, друзья, на «рельефной панели Аурелиана» изображён Ельцин образца 91-го года. Именно так мог изобразить событие человек никогда не видевший ни Ельцина, ни Дома Правительства, ни современного танка. Будем сравнивать толщину рук и колонн? ))
Как только мы научимся «читать» подобные произведения искусства мы будем «иметь будущее». Не примерное, не приблизительное, а конкретное, точное до скрежета зубов будущее, основанное на прошлом.