За мат

Dec 23, 2019 01:29


Обсценная (не только матерная) лексика стала нормой в публичной зоне онлайн-коммуникаций.


Вполне воспитанные, образованные, приличные и публичные люди вроде не используют ее в своей несетевой жизни, хотя-бы в общении со своими детьми, но совсем не видят проблемы с этим в своих соцсетях, где их также могут читать и их дети, и наверняка, читают. Это какая-то странная и нерациональная модель поведения, но реальность сейчас такова: в семье, в общении с близкими людьми говорить более-менее вежливо и культурно, а в Фейсбуке как в подворотне. Но постепенно это перетекает и в оффлайн, и то что раньше называлось «площадная ругань» почти уже стало нормой везде, включая традиционные СМИ и разговоры школьных учителей, а ругаться матом при детях уже не такое табу как 20-30 лет назад.

Российская госмашина, надо отдать ей должное, пытается что-то сделать с проблемой распространения всеобщей матерщины. СМИ (Роскомнадзор в инете) и граждан (полиция на улице) штрафуют, но это похоже на борьбу даже не с ветряными мельницами, а с самим ветром. Это просто тренд. Мы почти все стали говорить грубее и развязней. Размышлять о причинах этого и сокрушаться о всеобщем падении нравственности и культуры здесь - это уподобляться Роскомнадзору. Буквы тратить.

Но! Может есть и хорошие новости?

Матерные слова - это ведь вещь сакральная. Или если более понятными словами: у мата сильная энергетика! Негативная (это важно). Она воздействует через негативные инстинкты и реакции: стыд, страх, смущение, обиду, раздражение, глупую пошлую радость...

Она эффективна, когда используется редко и напористо, ну там раньше в атаку взвод поднять, а сейчас просто если надо кому быстро и ёмко показать где они неправы.

Самый известный старшему поколению, художественный и точный пример - это конечно этот https://m.youtube.com/watch?v=nPEFy1eWXNM когда и проблема, и способ передачи в художественном плане переданы с учётом той цензуры.

Но и как инструмент управления мат может быть действенным тактически, но вдолгую все-таки сомнительным. Привыкают. Да и вообще (см. выше).

Так вот может быть десакрализация мата и ругательств в общественном пространстве имеет свою положительную роль - они просто перестают быть руганью и теряют свою отрицательную силу и мощь. И тогда, возможно, те кто популяризирует мат осознанно или неосознанно не столько или не столько снижают общий уровень культуры, сколько просто по факту убирают из мата его энергетический негатив. Делают его просто словами выражения мыслей и общения с куда меньшим вредным эмоциональным накалом, чем раньше. Это просто как слова-паразиты типа «черт, побери». Ведь слово «чёрт (чорт)» в русской дореволюционной культуре и классической литературе было практически подцензурным.

«...Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта.Черта помещица испугалась необыкновенно.

- Ох, не припоминай его, Бог с ним! - вскрикнула она, вся побледнев. - Еще третьего дня всю ночь мне снился окаянный. Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы, да, видно, в наказание-то Бог и наслал его».

Это тогда, а сейчас зови этого черта сколько хочешь, он все равно не появится. Так часто звать стали, что на всех чертей, наверное, уже не хватает. Социум своей энергетикой подпитывал энергетику этого слова, а потом перестал, и слово стало «энергетически пустым». Да и черт с ним. Или нет?
Previous post Next post
Up