О реальном состоянии дел в Гимназии им. Н.В. Пушкова и об общих проблемах образования

Jan 28, 2022 18:42

1. Кто и зачем пишет эти строки

Автор этих строк проработал учителем информатики и ведущим дополнительные кружки инженерного профиля в гимназии им. Н.В.Пушкова г.Троицка с 2012 по 2021 годы. Имеет 2 высших образования: первое - инженерное (МИРЭА), второе - педагогическое (магистратура РГСУ с отличием). По третьему дополнительному образованию - дипломированный педагог-психолог. Закончил основную очную аспирантуру ИСАН по специальности "Физическая оптика", кандидат физико-математических наук, с 1999 года - научный сотрудник ИЗМИРАН на одном из ключевых направлений работы института, с 2008г. - руководитель Центра космических информационных технологий ИЗМИРАН. Автор более 50 научных работ в областях фемтосекундной лазерной спектроскопии, космических исследований солнечной активности и ионосферы Земли, космического приборостроения, педагогики и философии. Более подробно с послужным списком автора можно познакомиться по адресу: http://информатика22век.рус/head.html

Данные строки написаны с целью подвести итоги работы в муниципальной системе образования г.Троицка, описать наиболее значимые (на мой взгляд) проблемы и наметить пути их разрешения.

2. Общие впечатления о воспитании и образовании детей в Гимназии им. Н.В. Пушкова и других школах Троицка



Школа большей частью занимается имитацией воспитания и имитацией образования. Дети, с которыми я работал все эти годы - совершенно нормальные, вменяемые, способные. Однако с точки зрения общего образования - фантастически педагогически запущенные. Навыки самостоятельного решения задач очень слабые, это классический признак неправильного обучения - когда учитель, вместо того, чтобы подводить детей к самостоятельному ответу на вопрос или решению задачи (что, кстати, и требуют современные ФГОС и ФЗ образования), систематически даёт им готовые ответы и требует их заучивания. Научный (да и общечеловеческий) кругозор крайне узки. Например, задачку на элементарную логику и наблюдательность для пятиклассников послевоенного СССР минут двадцать мучительно, со спорами и ощущением беспомощности, коллективно "мучает" целая группа десятиклассников, и так и не может найти решения. Хотя решение - на поверхности и не требует никаких сверхъестественных знаний. Отбарабанить готовую формулу или решить задачу по шаблону - пожалуйста, тут мы результат покажем. Правда, только те, кто зубрит и не ушёл в глухой протест против подобной оболванивающей системы обучения.

До сих пор помню первый урок информатики в десятом классе. Класс приготовился, как обычно, к уроку. Ноги на партах, наушники в ушах, открытые банки с пепси-колой - на компьютерных столах, на экранах учебных компьютеров - непристойная похабщина и игры. А что? Норма. Мы так привыкли. Хорошие по характеристикам компьютеры - практически нефункциональны по причине жуткой загаженности разного рода программной дрянью типа вирусов, игр, торрентов, браузеров для выхода в даркнет и т.п. Любой школьник - администратор, может сделать с компьютером всё, что угодно, что нужно - настроить и поставить. Норма.

В педагогическом коллективе - очень большие проблемы, в основном связанные с перегрузкой и дурным управлением. Администрация - полностью некомпетентна в отношении задач, которые школа должна решать (дать детям правильное воспитание и фундаментальное образование), и очень даже компетентна и дееспособна в отношении задач, которые школа решать не должна (освоить бюджет, оформить нужные бумаги, разместить на сайте красочные фотоотчёты с многочисленных мероприятий, провести вакцинацию, выборы и т.п), но сформировать полноценный педагогический коллектив, нацеленный на решение основных задач школы (какие именно - в разделе 3.2 ниже) - не в состоянии.

Поясняю на пальцах:

  • Нормальный руководитель организации будет стараться укомплектовать коллектив профессионалами максимально высокого уровня и опыта, умеющими взаимодействовать в команде и нацеленными на достижение основной цели деятельности организации. В случае школы это - максимальное содействие раскрытию познавательно-творческого потенциала учеников и расширение их кругозора.  
  • Дурной руководитель будет комплектовать коллектив исходя из характеристик верноподданности лично себе, "удобности" (т.е. манипулируемости, безответности), узости кругозора (каждый сверчок - знай свой шесток, таким коллективом легче манипулировать). Но главное здесь - именно классическая верноподданность, культ которой которой сгубил не одну империю, включая Российскую империю Романовых, когда должность руководителя отождествляется с его личностью, и если ты лично не лоялен Боссу, не выказываешь пиетета, а уж тем более, имеешь наглость продемонстрировать, что знаешь и понимаешь больше - такой "наглец" будет закономерно выдавлен из организации. Неудобен, мешает. Колет глаза.

Главное впечатление от школы последних лет - тотальная теснота. Мало того, что классы переполнены, дети занимаются:

  • на сцене столовой 
  • в учительской  
  • в библиотеке 
  • в коридоре (sic!)

Поначалу меня удовлетворяли объяснения, что, мол, общие проблемы - детей много, школ - мало, надо всех учить и т.п. Потом пришло понимание, что виной тому - банальная жадность администрации, ибо, как нам объяснили эффективные менеджеры, "деньги теперь идут за каждым учеником", а директора школ давно имеют возможность пилить бюджет совершенно самостоятельно. Безусловно, помноженная на жадность всех предшествовавших поколений местных муниципальных администраций, которые вдохновенно и абсолютно бескорыстно, печалуясь токмо о развитии демократии, рыночной экономики и благосостоянии вверенных им граждан, выдавали многие годы разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию многочисленного жилья без строительства нужной для жизни инфраструктуры типа школ и детских садов.

Апофеозом этого аттракциона неслыханной жадности был 2020/2021 учебный год, когда мне, как учителю информатики, приходилось один урок в неделю вести в школьной библиотеке (махонькая каморка, заваленная мебелью и книгами), а второй - в коридоре на пути направляющихся в столовую учеников, ибо сцена и учительская (как и остальные возможные локации) были заняты.

"Информатику, Карл". В коридоре. К компьютерам в этом учебном году мы с детьми не подошли ни разу (один из двух компьютерных классов был в этом году Высочайшим Указом ликвидирован за ненадобностью, как перед этим прекрасные мастерские - столярная, слесарная и радиоэлектроники).

В этой ситуации среди педагогического коллектива, в т.ч. и среди завучей, вполне можно было найти нормальную профессиональную (да и просто человеческую) взаимовыручку - примерно в половине случаев удавалось воткнуться с детьми в какие-то более приличные для проведения уроков места. Но то, что этот "геноцид" происходил без ведома директора - извините, не верю, более того, теперь понимаю, что делалось это совершенно сознательно - "неудобного" учителя таким образом выживали и указывали "на своё место".

По поводу имитации воспитания. Мне, как психологу, это было отчётливо видно из общения с детьми. Да, "мероприятия" проводятся, но "для галочки" - никакой системной политики в области воспитания не проводится, дети формируются под воздействием своего окружения, полностью открытого интернета (с какого-то времени в школе он вроде как фильтрованный, а смысл - когда у каждого в кармане смартфон с безлимитом), в редких случаях - родителей (детей из хороших семей, следящих за их развитием и воспитанием, сразу видно, но это - редкость, что неудивительно, если учесть, что нынешние родители - выпускники условно говоря, этой же школы).

Что интересно, я сам являюсь выпускником этой школы, в ещё позднесоветском её варианте. До сих пор помню, как нас "насиловали" Пушкиным - на долгие годы после выпуска сохранялась идиосинкразия на одно имя великого русского поэта, и лишь к зрелому возрасту, упустив много времени, я смог оценить его величие как мыслителя и философа - не благодаря школе, а вопреки ей. В нынешние времена - коллектив вроде бы сменился, но общий принцип остался - пихай что-то "воспитательное" без души, для галочки, чтобы отчитаться о проведённом мероприятии. Сейчас вместо Пушкина используется тема Великой Отечественной, а методы и результаты - те же.

По поводу имитации образования. Учить (в настоящем, педагогическом, понимании этого термина) эта школа не умеет. Сейчас много хороших слов понаписано во всяких руководящих документах типа ФГОС и ФЗ "Об образовании". На данный момент - это неплохие и достаточно актуальные вещи. Вот только педагогический коллектив - "Метапредметные навыки? Образовательная среда? Здоровьесберегающие технологии? - Нет, не слышали". Как учили по-старинке, по принципам - "выучи и повтори", "не задавай вопросов, а отвечай, когда тебя спрашивают","учитель всегда прав", "сиди смирно и не ёрзай!", "не перемене не бегать!" и прочие "мантры" кодирующей и калечащей психическое и физическое здоровье детей педагогики. А если зайти в начальное звено - в обморок падаешь от духотищи, пластиковые окна герметично закрыты (а то ж сквозняк!), а что такое "приточно-вытяжная вентиляция", "нормы воздухообмена в помещениях", СНиП 41-01-2003 и СП60.13330.2016 ни этим "профессионалам", ни всевозможным роспотребнадзорам, озабоченным, похоже, исключительно ношением гражданами намордников, искренне неведомо.

И в своей оценке качества образования данной школы я не одинок. До сих пор помню одну из крупных "научных" "конференций", проводимых в этой школе с большой помпой и всегда очень ярко и красочно оформляемых. "Конференция" на научную тему - затрагивалась физика, космос, гелиофизика - словом, область компетенции ИЗМИРАН, поэтому было приглашено много сотрудников для участия в "жюри" (к слову, эти люди даже не понимают отличие конференции от конкурса...). И как же нужно было допечь  всегда искренне доброжелательного, внимательного к людям, а особенно к детям, ведущего научного сотрудника, ветерана ИЗМИРАН с огромным стажем научно-исследовательской работы,  гелиофизика Татьяну Евгеньевну Вальчук, чтобы она прямо с открытого микрофона, при всех, не выдержала, бросила обвинение школе в профанации обучения науке и полном отсутствии системных представлений у учеников в областях, за которые присуждаются "призовые места", за что была тут же, с небольшим публичным скандальчиком, отстранена директором от работы с учениками в этой школе... Татьяна Евгеньевна, теперь я Вас полностью понял, и повторяю Ваш путь в этом отношении.

Проработав в этой системе полных шесть лет, могу с полной уверенностью сказать, что подобные результаты - совершенно закономерные плоды кадровой политики, проводимой администрацией школы, а, следовательно, и вышестоящими органами управления образованием. Судя по многолетнему общению в родительской городской среде, в большинстве остальных муниципальных школ Троицка общая картина качественно такая же.

Следует отметить, что нынешняя система финансирования школ приводит к ускоренной деградации педагогических коллективов. Раньше, когда сотрудники получали оплату согласно единой сетке ставок, все были одинаково нищие. Да, это было плохо (это было преступление федеральной власти, которое она умело скинула в регионы), но это хоть как-то спаивало коллектив - если выживать, то всем вместе, люди по крайней мере оставались такие, которые работали там "за идею", а единственная здравая идея в школе - это развитие детей.

Сейчас деньги в школьную систему в московском регионе стали вваливать, но такое впечатление, что целенаправленно вредительски, так, что это стало приводить к гораздо более худшим проблемам.

Во-первых, если "деньги идут за учеником", элементарно выгодно стало закрывать небольшие школы (у которых эффективность обучения и главное, воспитания, потенциально выше, потому что обучение и воспитание - сугубо камерный, индивидуальный процесс) и сгонять детей в огромные мега-монстры.

У всех на виду примеры в Коммунарке, где дети часами блуждают по коридорам в поисках выхода, как в НИИЧаВо из фильма "Чародеи" по Стругацким, и новый мега-монстр в Троицке, при том, что, оказывается, было согласовано несколько других мест под небольшие школы в разных районах.

Однако понятно, что денег в таком монстре будет сконцентрировано кратно больше, что увеличивает возможности "эффективных менеджеров". А не получается строить мега-монстров - набивать как сельди в бочку, пока из окон вылезать не станут, как в описываемом моём случае троицкой Гимназии им. Н.В.Пушкова.

Отчитываются они, как всегда, "средней зарплатой", т.е. общий фонд оплаты труда, не мудрствуя лукаво, делят на количество ставок. Получается то, что они красиво публикуют на сайтах образовательных учреждений. Средняя зарплата учителя. Всё вроде замечательно.

Но деньгами полностью рулит директор школы. Чтобы платить достойную зарплату всем сотрудникам, плюс содержать школьное хозяйство, денег по прежнему не хватает. Но появилась возможность создать вокруг себя "круг особо приближённых", кто будет получать нормальную оплату, и круг "отверженных" - тех, кто по-прежнему "ишачит за гроши". Дальше как на благословенном Западе - будешь лично лоялен Боссу, отслеживать каждое движение бровей Хозяина Фирмы и выпрыгивать из штанов, выполняя все, даже нелепые и незаконные требования, будешь демонстрировать личную преданность и верноподданность - тебя милостиво отнесут в первый круг. Посмел что-то там вякнуть про интересы детей или не выказать вовремя пиетета Хозяину - во второй. А у людей - профессия, семьи, дети, ипотеки и пр. Подобная система очень быстро разложит любой коллектив, что и наблюдается на практике.

3. Какие стратегические меры нужно принимать, чтобы исправить нынешнее положение?

В первую очередь нужно понять, что всё вышеизложенное - не отдельные изъяны, связанные с личностями отдельных директоров, чиновников, начальников, педагогов и т.п. Всё это - закономерные проявления общесистемного кризиса управления делами общества. В данном случае - управления образованием. И проблема будет решена не заменой/наказанием/поощрением отдельных "замещающих своими телами" должности (таков современный чиновничий новояз, кто не в курсе).

Проблема может быть решена только изменением принципов управления образовательной системой общества. И в первую очередь, это, как и везде - это кадровая политика, которая должна стать принципиально иной. А выразиться это должно в том, что:

  • те люди, которые сейчас принимают управленческие решения в области управления образованием (от министерств до директоров школ) должны быть трудоустроены в иных областях народного хозяйства, в которых они смогут принести стране реальную пользу, а не тот колоссальный вред, который имеет место сейчас; 
  • а те люди, которые, возможно, в данный момент трудоустроены в иных областях, или работают "рядовыми педагогами", которые имеют соответствующий опыт, способности, иные нравственно-волевые качества - приступят к обязанностям по принятию управленческих решений в сфере образования. 

Выбрать лучшего сапожника могут только сапожники. Выбрать лучшего врача могут только врачи. И поэтому выбирать директоров школ должен только педагогический коллектив школ. Примерно такой режим действует до сих пор в Академии наук России - если кто не знал, директора НИИ до сих пор выдвигает и выбирает коллектив института, а вышестоящее министерство - лишь утверждает. И лишь в исключительных случаях директор "назначается сверху" - и то на небольшой период, до следующих выборов коллективом.

Но и должностных лиц органов управления образованием, включая министерство образования, должны соответственно выбирать директора школ из своей среды, причём с возможностью отстранения от должности в обоснованных квалифицированным большинством случаев. Как может человек, никогда не руливший школой, рулить комплексом школ? Это нонсенс. Да, после переподготовки, своеобразной "Академии Генштаба", но - многолетний опыт руководства школой здесь обязателен.

Аттестация учителей должна проводиться на совершенно иных принципах, о которых речь пойдёт ниже.

Финансирование школ должно производиться также на совершенно иных принципах - по открытым и понятным статьям расходов на инфраструктуру, оборудование, и т.п., а заработная плата сотрудников должна быть едина по стране с учётом региональной специфики и демографических планов государства относительно конкретного региона. Базовая ставка учителя должна обеспечивать ему возможность нормально содержать семью в данном регионе при нормативной учебной нагрузке (а не набирать позволяющий выжить показатель, которым бодренько отчитается директор, работая на износ на 2-3 ставки), заниматься воспитанием своих детей и саморазвитием, а не разгружать ночами вагоны или фарцевать жвачками.

Чиновников же государства, допускающих публичные высказывания типа "Учитель - это призвание. Хорошо зарабатывать он не должен. Если хотите зарабатывать - идите в бизнес" нужно один раз примерно и публично наказать, причём конкретно за этот факт, трудоустроить в реальном секторе экономики с последующей публикацией финансовых успехов, и впредь не допускать подобного саботажа государственной политики в области образования.

Учитель должен быть одним из самых уважаемых и обеспеченных членов общества, потому что общество, которое не желает кормить своих учителей, будет кормить даже не чужую армию, как в известном афоризме, а покорно ишачить на чужого Хозяина, в любую минуту ожидая вывода на бойню, когда Хозяину захочется шашлыка или он решит, что поголовье стада следует подсократить.

3.1. Так кто всё-таки отвечает за воспитание детей - семья или школа?

Прекратить бесконечные споры о том, "кто виноват" в том, что дети "испорчены", не воспитаны и т.п. между семьёй и школой, о которых создаётся стойкое впечатление как о двух виноватых, каждый из которых старается тупо спихнуть вину на другого, может только элементарная психология и беспристрастные статистика и информатика.

Психология даст достаточно чёткие возрастные границы формирования различных умений и навыков, информатика - понимание простого факта, что психика ребёнка (а это - информационная система) формируется той информационной средой, в которой он находится. А статистика даст возможность посмотреть, в какой среде в каком возрасте ребёнок находится и в каких количественных пропорциях.

Если даже элементарно прикинуть, что получится при подобном анализе, то мы увидим, что:

  • от предыстории зачатия до приблизительно трёх лет определяющим в формировании ребёнка является его мать. А если ознакомиться хотя бы с фактами, изложенными в книге японского предпринимателя Масару Ибуки "После трёх уже поздно", то станет понятным, что общекультурное, психологическое и педагогическое воспитание всех без исключения девочек как будущих матерей - одна из основных функций системы образования здорового государства и нормального общества;
     
  • приблизительно от 3 до 6 лет определяющим в формировании личности ребёнка в большинстве российских семей является детский сад просто в силу того, что ребёнок большую часть времени там находится. А по степени необратимости воздействия он находится на втором месте после матери - просто в силу возрастных особенностей процессов формирования мозга и нервной системы. И, соответственно этому, воспитатели детских садов должны быть ещё более уважаемой и привилегированной социальной группой, чем школьные учителя. Если это не так, то это означает, что общество больно, и будет болеть долго и серьёзно, и далеко не факт, что вообще выживет;
     
  • приблизительно от 6 до 17 лет определяющим фактором по тем же причинам является школа. Это видно просто из количественного сопоставления времени пребывания и потоков информации, получаемых в школе и в семье;
     
  • далее соответственно та среда, те коллективы, в которые человек попадает. В здоровом обществе это будут преимущественно трудовые коллективы реального сектора экономики. 

Семья определяла формирование личности ребёнка в далёкой древности, в ином социокультурном укладе, когда большую часть времени ребёнок проводил в семье, наблюдая, как работает отец в кузнице, мать на огороде и на кухне и т.п, братья и сёстры по другим хозяйственным делам.

В современных реалиях, и государственной политике в области семьи, ребёнок практически лишён возможности нормально общаться с родителями в силу того, что папа всё время на двух-трёх работах (либо запил от подобной жизни), а мама, особенно многодетная - как заведённая мотается по хозяйству, плюс как правило, ещё и на работе, а то и не на одной. И, учитывая, что физически подавляющую часть времени дня ребёнок проводит в школьной среде, то на формирование его личности оказывает либо она непосредственно, либо эфемерный и неконтролируемый ни ей, ни государством, ни, как правило, семьёй, мир электронных гаджетов.

Таким образом, определяющую роль в формировании личности взрослого гражданина Российской Федерации в возрастном периоде 7-18 лет, а это как раз период полного становления сознательной личности, играют:

  • либо школа 
  • либо гаджеты (точнее, те социальные группы, которые определяют информационную политику их наполнения контентом и финансирование всего этого безобразия) 
  • либо и то, и другое вместе. 

Семье же, если она не приняла решения удалиться куда-нибудь в старообрядческое поселение среди глухой тайги, остаётся лишь с горечью констатировать результаты этого воспитания, в незначительных пределах имея возможность что-то иногда подкорректировать.

И ещё раз следует подчеркнуть, что сегодняшняя семья - это вчерашние выпускники той самой системы образования детский садик/школа, которая именно вот так, как имеется - сформировала дееспособность, миропонимание и нравственность выпускников своей информационно-алгоритмической средой.

Матери - это вчерашние девочки-выпускницы, которым детский сад в игровой форме и школа в рассудочно-аналитической, конечно же, дали нужные им знания - не как собирать коллекцию Барби, тыкать кнопки в телефоне и правильно пользоваться презервативом. И даже, как ни странно, не попугайски вызубрить формулы тригонометрии, которые сами по себе, действительно, ей никогда в жизни не пригодятся (понимание смысла, стоящего за ними - пригодилось бы, да этому на уроках математики в школах не учат - некогда, ЕГЭ на носу, да и сами, в общем-то, давно не понимаем), а как правильно выбрать отца для своих детей, по каким критериям можно отличить настоящего мужчину, который сумеет правильно воспитать её сыновей, от инфантильного маменькиного сынка, который сбежит из семьи через пару лет или запьёт горькую и свалится в деградацию. Как правильно зачать и выносить здорового ребёнка. Как правильно его родить, чтобы не покалечить, как правильно ухаживать и выкармливать, почему выкармливать нужно исключительно грудью, а не искусственными химическими порошками, как бы этого не желалось уважаемым предпринимателям и их лоббистам разного толка.

И что грудь дана женщине именно для этого, а не для того, чтобы накачивать её силиконом и ловить впоследствии на неё похотливых самцов, искренне удивляясь потом, "почему же все мужики - козлы?" Как правильно вести себя в процессе становления личности ребёнка, чтобы он правильно взрослел и вырос добрым и любящим, но сильным и способным защитить справедливость мужчиной. Или такой же, как она, здоровой, умной и заботливой мамой? Ведь так же, граждане? Именно этому и научила девочек наша "федерально стандартизованная" лучшая в мире демократическая общеобразовательная школа, верно? И теперь мы ждём, что они родят, вырастят и воспитают таких же чудесных, физически, интеллектуально и морально здоровых, хорошо воспитуемых и обучаемых деток, ведь так?

Аналогично отцы - это вчерашние пацаны-шалопаи, повзрослевшие в правильно организованной воспитательной среде под чутким руководством профессиональных воспитателей-мужчин, которые передали им все паттерны истинно мужского поведения, понимания роли и задач мужчины в жизни, ведь так? У них не сломана воля от 11-летнего заключения в скрюченной позе в четырёх тесных стенах, без возможности проявить деятельную инициативу, под диктатом зачастую психологически неполноценных тёток, не состоявшихся толком ни в одной профессии, кроме дрессировки попугаев и тупом психологическом прессовании малолеток, ни в семье, - ведь этого же нет в нашей лучшей в мире, демократической и федерально стандартизованной общеобразовательной школе, неусыпно, бдительно и мудро патронируемой Рособрнадзором, Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Росбреднадзором и пр.?

И мудрые Наставники-мужчины исподволь научили их правильно смотреть на женщину - в первую очередь, как на человека, как учил В.А.Сухомлинский, во вторую - как на совершенство красоты, как показал И.А.Ефремов, в третью - как на будущую мать своих детей, или детей его товарищей, с которыми его дети потом будут расти вместе, о которой нужно заботится и защищать просто в силу того, что ты - мужчина. Ведь так у нас всё происходит?

А если всего этого нет, то встречаются два недоразвитых, недообразованных, не сформированных личностно и нравственно как нормальные взрослые люди представителя биологического вида, произошедшего от обезьяны, в лучшем случае подписывают никому не нужные по большому счёту бумажки, и это - семья? Кого и как она зачнёт (а ещё, может, и по пьяни - учат в школе, что и как от этого бывает?), выродит (щипцами за голову с повреждением шейных позвонков из-за обезболивания или узкого таза матери как следствие неправильной мебели в школе), выкормит (нет грудного вскармливания - нет эмоциональной связи с матерью и эмпатии на всю оставшуюся, чувственная сфера необратимо покалечена) и воспитает?

Поскольку формат ЖЖ не позволил разместить текст статьи полностью, продолжение можно прочитать по адресу:

http://информатика22век.рус/28012022.html

Previous post Next post
Up