Как метко выразился в свое время персонаж мультсериала «Южный парк» Эрик Картман - «Арт-хаусные фильмы это черно белое гавно про ковбоев - геев». В большинстве случаев с ним нельзя не согласится, но некоторые режиссеры считаются очень крутыми и получают призы в Каннах, Венеции и других городах Европы, в которых обитают снобы. С творчеством одного такого датского творца по имени Ларс Фон Триер я решил смело ознакомиться.
Предисловие
Как говорит всезнающий интернет Триер один из создателей и главных идеологов идеи под названием «Догма 95». Суть её в следующем - зрителю абсолютно наплевать на съемки, декорации, монтаж и прочие взрослые кинематографические приблуды, и интересует его только сюжет и более ничего. Как оказалось на словах такой подход более оптимистичен чем на деле. Из всего творчества фон Триера было выбрано (и мужественно отсмотрено от начала до конца) три фильма - «Танцующая в темноте», «Догвилль» и «Антихрист». Перед просмотром я с надеждой готовился к лучшему… напрасно.
Танцующая в темноте / Dancer in the Dark
Год: 2000
Страна: США, Германия, Дания и все остальные страны Евросоюза.
В ролях: Бьорк Гудмунсдоттир, Катрин Денев, Дэвид Морс и др.
Несмотря на то, что эта лента получила золотую пальмовую ветвь, объяснить о чем она сможет только человек, который может найти скрытый смысл и в пачке из под печенья.
Общая канва сюжета такова - где-то в американской глубинке работает эмигрантка, кажется, из Румынии. У неё тяжелая наследственная болезнь из-за которой слепнет она и её сын. Она очень любит мюзиклы и ломать станки на фабрике где она работает. В конце концов такая веселая жизнь доводит её до убийства соседа и последовавших за этим проблем. Сам по себе сюжет не так уж и плох: сценарий написан хорошо и отличная игра актеров (особенно Катрин Денев в финальной сцене).
А вот картинка неподготовленного человека (читай: меня) вводит в легкий ступор и оставляет в нем до самых финальных титров. Я конечно понимаю, что так и было задумано и могу даже сделать ложное предположение - денег на съемки катастрофически не хватало. По другому отсутствие светофильтров на камере, съемки при естественном освещении, раскадровочный монтаж и отсутствие штатива у камеры я объяснить никак не могу. Скажу честно - после просмотра я решил навсегда игнорировать для себя фон Триера, но дальнейшие исследования и раздумья показали, что все не так плохо как кажется на первый взгляд.
Оценка: 8
Догвилль / Dogville
Год: 2003
Страна: Германия, Дания Швеция и все остальные страны Евросоюза
В ролях: Николь Кидман, Пол Беттани, Джереми Дэвис и др.
С этим фильмом происходит нечто настолько странное, что в мою светлую голову закрадывается подозрение о мировом сионистском заговоре. Судите сами - оценка на imdb - 8.0, рейтинг на rottentomatos - 70%. Вопрос «За что?» появился у меня через полчаса после начала фильма. Но я мужественно просмотрел все 178 минут фильма и ответ пришел сам собой - просто ни один вменяемый и/или гордый человек никогда не признается, что ему только что, на протяжении трех часов, вкачивали полную хуйню и в особо извращенной форме трахали мозг. Судите сами - весь сюжет (пересказывать который у меня нет никакого желания) можно было уложить в час экранного времени, якобы гениальная режиссерская идея снять весь город в большом ангаре с расчерченными на полу очертаниями зданий драматизма не прибавляет ни на грамм. Таким образом, бесполезно потратив 178 минут своей драгоценной жизни, на следующий вечер был просмотрен третий фильм. А этому была выставлена справедливая (по моему беспристрастному мнению) оценка.
Оценка: 5
Антихрист / Antichrist
Год: 2009
Страна: Германия, Дания… ну вы и сами знаете
В ролях: Уиллем Дефо, Шарлотта Генсбур и больше никого.
Самый скандальный фильм Триера и максимально приближенный к старым добрым правилам вменяемого кинематографа. Сюжет построен вокруг семейной пары у которых во время занятия сексом умирает ребенок. В результате жена мучается комплексом вины, муж-психотерапевт пытается её вылечить и результат всего этого действа, мягко говоря, неожиданный.
Скажу честно - для меня данная картина, по части съемок и режиссерских приемов, стала довольно противоречивой. Я с радостью смотрел крошение мозгов в «Живой мертвечине», я радовался когда подростков крошили в «Пираньях». Но некоторые кадры этого фильма даже меня заставляли в ужасе отворачиваться от экрана. При этом смотрелся фильм намного бодрее чем «Танцующая…» и уж тем более «Догвилль». При этом он наполнен прозрачными библейскими аллюзиями и более чем понятными метафорами. Из этих трех он пожалуй лучший.
Оценка: 8
Вывод: чтобы смотреть фильмы Триера нужно долго и упорно готовится к их просмотру.