Как бы я не изображал из себя обычного человека, сколько бы не признавался в любви к фильмам типа «Пираньи 3D», «Ходячая мертвечина» или «Добро пожаловать в Зомбилэнд», но даже мне иногда хочется чего-то совершенно иного. В этот момент я вспоминаю о том, что всё таки в мире есть хорошее авторское кино и начинаю пересматривать фильмографии известных режиссеров. Именно во время очередного приступа мизантропии я вспомнил о итальянце по фамилии Антониони. Таким образом ценой трех убитых вечеров, произошло знакомство с тремя англоязычными фильмами итальянца - «Фотоувеличение», «Забриски Поинт» и «Профессия: репортер».
Нужно сказать, что первый фильм, который я пытался смотреть у Антониони был фильм «Ночь» и на тот момент времени (кажется, года полтора назад) я смог выдержать только минут 30-40. К этой трилогии я подходил с чистой головой и открытым сердцем.
Фотоувеличение/Blowup (1966)
Пожалуй, самый непонятный, сюрреалистический фильм из трех. Фотограф Томас живет и работает в Лондоне шестидесятых, ведет соответствующий образ жизни и мечтает о какой-то неизвестной свободе. Прогуливаясь в парке, наш лирический герой замечает странную пару влюбленных. То, что происходит дальше либо приступ паранойи, либо слишком живое воображение, либо что-то с криминальным подтекстом…
Фильм развивается очень медленно и смотреть интересно, даже не фильм, а то успокаивающе-медитативное действие, которое происходит на экране. Примерно четверть экранного времени проходит в тишине. И это настоящая тишина, без музыки, с минимумом фоновых звуков. И именно это заставляет актеров (особенно Дэвида Хэммингса) играть на 120 процентов от своих возможностей.
Очень хорошо передана атмосфера свингующего Лондона. Особый интерес представляет сцена, в которой главный герой оказывается на концерте Yardbirds, на котором разгневанный Джефф Бек разбивает гитару.
В результате за свою работу Антониони за этот фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
Оценка:10!
Забриски Поинт/Zabriskie Point (1969)
Из веселого, свингующего Лондона Антониони отправляется в неспокойный Лос-Анджелес. Шестидесятые подходят к концу, в Америке студенческие беспорядки и в обществе появляется ненависть к хиппи.
Студента Марка обвиняют в убийстве полицейского и он бежит в Долину Смерти. Дарья едет в резиденцию своего босса. Случайная встреча в пустыне, затем прогулки по этой пустыне и секс в ней же. Конец фильма явно дает нам понять, что романтичные шестидесятые закончились.
Это, наверное, самый политизированный фильм из трех и при этом самый невыразительный (лично мне он понравился меньше всего). Безусловно, он очень символичный, но то, что в принципе можно было показать в двадцатиминутной короткометражке, здесь растянуто на, без малого, два часа.
Нельзя не упомянуть о потрясающей музыке звучащей в фильме. Музыка группы Pink Floyd. Всё.
Оценка: 8
Профессия: Репортер/Professione: reporter/ The Passenger (1975)
Журналист, с философской фамилией, Локк довольно долго ведет журналистское расследование где-то в африканской пустыне, где нарастает гражданская война и прячутся партизаны. У него депрессия, он разочарован в жизни и профессии. Он хочет убежать, но пока не знает куда, как и зачем. Совершенно случайно умирает его сосед в гостинице. Тут-то он и бежит, поменяв профессию журналиста на профессию торговца оружием. Всё бы ничего, но этого торговца разыскивают спецслужбы африканского государства, а потом и через чур активные коллеги Локка, чтобы поговорить.
Можно очень долго и пространно разбираться, о чем этот фильм и при каждом просмотре находить новые подтексты. Но главное в том, что в результате главному герою (которого между прочим играет Джек Николсон) приходится сделать выбор - бессмысленное бегство или смерть. И такой выбор мало кому приходилось делать.
Оценка: 9