Ветра качельные над Родиной

Feb 22, 2018 13:35


Не устаю вспоминать дни, что провели мы вместе с Ильей Виноградовым на съезде молодых писателей России в Химках, совместную с Сергеем Куняевым работу в нашем семинаре. Прекрасные у нас подобрались ребята, и среди них - отличные поэты. Но лучшая - Карина Седаметова. Вот вам несколько стихотворений. И несколько моих слов о том, что такое поэзия Сейдаметовой.

* * *

Качели, замершие в воздухе

Что это: выдох или вдох?

Для передышки или роздыха -

Переворот, переполох…

Минувшее сомкнулось с будущим,

Ни слёз не ведая, ни зла

И Родина, примерив рубище,

Стальною розой проросла.

И - строились идеи-крепости,

Искали перемен ветра,

Отринув незавидной крепости,

Обломки прежнего «вчера».

И всё-таки, кто мог раскачивать,

Летящие из века в век

Качели Родины растраченной,

Что это был за человек?!

Мы сами породили новое,

В железно-страшный век летя,

Войны разгневанно-пунцовое

Жестокосердное дитя.

И пройдено немало, вроде бы.

Но сколько призрачных обид!..

Ветра качельные над Родиной.

...И небо Родины кровит…



***
А я развеян ветрами...

Гарсия Лорка

Обещанья мужские недорого стоят -

Легковесней пуха, прочней пера!

Ничего, мой хороший, ломать - не строить,

Знать, боярышнику вызреть пришла пора...

Правды - ни на грош: не сентябрь - истома.

Драгоценный мой, не продешеви:

Увлечениями ветренными влекомые

Недалече бегают от любви!

Не случайно сказано: «смерть - полушка»,

Отцветает и отгорает влёт!

И зардевшейся барынькой-хохотушкой

Осень (царственная побирушка!),

Все плоды пособрав в подола, придёт

И упрямо посмотрит - молча, мороча,

Обметая равнины красой-листвой.

Мокнуть под дождём нету больше мочи,

...Раскидал боярышник своё узорочье -

Раскидало по осени нас с тобой.

Оправдаться неужто достанет духа?

Но, не веря обещаниям и дарам,

Пожелаю себе ни пера, ни пуха,

А тебя посылаю ко всем ветрам!

* * *

По птичьему лёту, по зыбкому льду

Весне первоцветной навстречу иду.

Ветра прилетают

И лёд подъедают,

И дуют в шальную дуду.

И голуби мнутся у кромки пруда,

И смотрят любуясь, как дремлет вода

До майского срока,

В предчувствии рока -

Могучего таянья льда!

С господних и горних поющих высот

Нисходит сиянье на тающий лёд.

По лужам весёлым,

Взметая подолом

Весна мне навстречу идёт.

* * *

Ночной перекрёсток похож на распятье.

Дороги не видно вблизи и вдали.

Здесь линии счастья, как в древнем заклятье,

Вновь с линией жизни сойтись не смогли.

Распутица схлынет. Распустится вишня,

Зажжётся от неба пасхальной свечой.

И сладостный ладан лампады всевышней

Окутает вновь перекрёсток ночной.

Российские вехи - кресты да овраги.

Но в каждой былинке - державная стать,

В ветрах - отголоски имперской отваги,

Эпичность в дожде, что античной под стать.

Так нам ли тужить окаянною грустью,

Веками смирять огнепальный свой пыл?

Здесь реки стремятся к желанному устью,

Какой бы разор на Руси ни царил.

* * *

Всё-то ты приемлешь

Русский человек!..

…Снег целует землю.

Белый, белый снег.

Почитай, всю зиму

Он идёт, идёт,

Неостановимый

Белоснежный лёт…

Вдоль домов высотных,

Вдоль озёр и рек…

Вот и ты - босо́та -

Божий человек

В тот ноябрьский вечер

Белым снегом став,

С ним ушёл далече,

«Смертью смерть поправ».

Ты теперь прохожий,

Ты теперь - снега…

У тебя под кожей

Колкая пурга.

Ну, а если в зиму

Снега намело -

Это, чтоб могли мы

Просто и светло

Вспоминать, приемля

Грусть земных сердец:

Снег целует землю.

Снег… и мой отец.

* * *

Что внукам своим мы однажды ответим -

Ответ не готов и не нов…

Что помнят забывшие, бывшие дети

«Лихих девяностых» годов?

Взрослея до срока, подростки-подранки,

Под стадный разгром площадей

Мы помним, как двигались русские танки

На русских угрюмых людей.

На сумеречном рубеже-парапете

Последних иллюзий чертог:

Что вспомнят однажды вчерашние дети?

Над городом пепельный смог.

Предательски памяти вспышки мелькают

О, где ты отважный герой?

Ужели не важно, ты Авель иль Каин,

Идущий на братский убой?

* * *

Край наследный мой - мир соколиный,

Мой нежданно-негаданный рай.

Домик в листьях отцветшей малины,

Блик остатнего солнца вбирай!

Может, мнится мне, как барабанят

По залатанной кровле дожди,

Иль меня окликает бабаня

Дробным сердцебиеньем в груди?..

Иль туман-атаман Стенька Разин

Снова губит княжну на реке?..

Край соколий, не чувствуешь разве,

То заря-кровяница в строке

Иль студёная Волга-водица

Всё целует заплаканный клён?..

…Ночью что только нам ни приснится!

Тихий мой новорожденный сон…

Новокуйбышев. Бабушка Анна.

Душный август... Прости-прощевай,

Край охранный мой, обетованный,

Вспоминай обо мне, вспоминай!..

* * *

Это всё ничего… осторожной зимой

Пить в вагоне простуженный чай разговоров,

Если каждый глоток возвращает домой

В безвозвратно утраченный юности город.

Но его не нагнать в скоростных поездах

И тогда, упадёт будто лоб на ладони,

Подорожное небушко на провода,

Покачнется звезда в путеводном поклоне.

И на станции Н-ской под вскрик проводниц

Я сбегу на перрон и вдохну этот воздух,

Взбудораженный гомоном буженных птиц,

В понимающем небе и слёзном и звёздном…

Сейдаметовой замечательно удается с помощью русского мифа - категории объемной, эпической - рассказать о личном, сокровенном, порой интимном. Так в стихотворении, которое открывает подборку, в сущности, обычную историю любви автор разворачивает в пространстве легенду о граде Китеже. И история-то сама иной объем приобретает, иное звучание. И это уже разговор не только о любви, но и о родной стране, ее истории и месте в мире. И о месте в этом мире (и времени!) лирической героини.

Русский эпос присутствует едва ли не во всех стихах Сайдаметовой - подчас не явно, почти не зримо, но он там живет как неизменная, обязательная часть этой поэзии
. Проявляясь и в напевной интонации, и в лексике: слов и грамматических форм, которые ныне принято считать устаревшими, в этих стихах в достатке (к счастью, без перебора - это затруднило бы разговор с читателем): узорочье, встречь, сокрыла, юдоль, огнепальный - этот ряд можно длить и длить.
Удивительное, сдается мне, лучшее в подборке, стихотворение «Качели». Мощный сквозной образ качелей - автор обращает его к конкретной ситуации нашего времени, но он, мне кажется, применим к истории России в целом. Вечные наши «качели»: то вверх, то вниз, то переполох, то переворот.

Прекрасно не столько то, что молодой поэт (женщина!) берется за такие темы, но то, что совершенно очевидно: подобные вещи написаны не потому, что надо, но оттого, что - болит. Не случайно, что, как мне казалось, такие стихи, а их в подборке несколько, Сайдаметовой удаются лучше, чем стихи на более привычные для женщины темы - любовь, материнство, природа и так далее. Невольно Татьяна Глушкову вспоминаешь...

литературная жизнь, русская поэзия, друзья-писатели, Москва

Previous post Next post
Up