Одна из причин успеха, помимо прочной сценарной основы (те самые «три секунды» олимпийского Мюнхена-72 стали для нее лишь отправной точкой), - прекрасные актеры. Хороши и Владимир Машков, сыгравший главного тренера сборной СССР, и звездная троица спортивных чиновников всех рангов - Андрей Смоляков, Марат Башаров и Сергей Гармаш. Особенно выделил бы Башарова. Замечательный негодяй у него получился, редкостный!
Не подвела и молодежь: ребята и сыграли прилично и, в основном, похожи на тех, чьи роли довелось исполнять. Исключение разве что Кузьма Сапрыкин - ну никак не тянет этот пухлый мальчик из песочницы на Ивана Едешко. Тот был в ту пору сухим, поджарым, резким, да и лет автору того самого, решившего дело, исторического паса через всю площадку было уже порядком - 27. А тут - не мастерюга, которому сам черт не брат, а сырковая масса какая-то.
В целом, повторюсь, кино хорошее. Но... Если по правде
, если вспомнить, как все было в Мюнхене-72 на самом деле, то абсолютно верным, воссозданным с документальной точностью (не придерешься!) останется лишь момент с бессмертными тремя секундами - это в равной степени касается и того форменного безобразия, что творилось тогда за судейским столиком (трижды переигрывать концовку финального матча - это, знаете ли, абсолютный бардак), и, собственно, легендарных паса Едешко и броска Александра Белова.
Все остальное в фильме - выдумка, фантазия авторов. Их можно понять. Из трех секунд, пусть и столь драматичных и сверхэмоциональных, «Войну и мир» не слабаешь, будь ты хоть трижды Сергей Бондарчук. Попросту материала, его протяженности не хватит. Три секунды они и есть три секунды - не слишком разбежишься.
Однако из этой вроде бы тупиковой ситуации создатели «Движения вверх» нашли, на мой взгляд, достойный, совершенно киношный, сценически верный выход. Они попытались рассказать не о трех секундах, но людях - о тогдашней сборной - ее стартовой пятерке и тренере. Конечно, сделали они это, как бы помягче выразиться, не совсем правдиво. Но - интересно, даже - увлекательно! А последнее, наверное, главное, если мы, понятное дело, о кино говорим. Художественном. Ничуть не документальном.
Всё ж таки написал я о "Движении вверх". Полный текст в четверг, а пока - фрагмент. И еще несколько фото - из тех, что сделал Юрий Рост в раздевалке после того матча. Наши тогда ждали решения судей, не зная, утвердят - не утвердят победный для нас результат...
Александр Белов
Жармухамедов и Вольнов
Едешко
Паулаускас
Саканделидзе