"...Постепенно изначальное предназначение кладбищенского памятного знака кануло в Лету. Зато появилось множество связанных с ним легенд. Рассказывали, что на этом месте похоронен какой-то английский летчик знатного происхождения, чуть ли не королевских кровей. Или даже сам адмирал Кетлинский - трагически погибший в «великом и страшном» по определению Булгакова 1918 году главный начальник Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов. Впрочем, версия о британском следе в истории заброшенного монумента все-таки преобладала...
Самое раннее известное на сегодняшний день изображение мемориальной стелы хранится в фондах Государственного архива Мурманской области. Сделано оно в 1932 году заезжим туристом Карлисом Петрелевичем. Под ним имеется подпись: «Памятник английской интервенции», дающая нам уже документальные основания связывать монумент с британцами и с периодом гражданской войны.
Интересны детали этого снимка. Сам памятник выглядит гораздо более внушительно и менее обшарпанно, чем сейчас. От березового леса, увы, остались одни пеньки.
Фотография лишний раз подтверждает, что к интервентам тогда относились резко негативно.
Свидетельство тому - сезонные рабочие, вольготно рассевшиеся на подножии «чуждого» мемориала и разлегшиеся чуть поодаль. Наконец, несмотря на то, что Мурманск начала 30-х быстро расширялся и застраивался, население города росло быстрее, чем сооружались новые дома. А потому жилищный кризис сохранялся. Вот и «сезонники» на фото разместились в стоящих неподалеку палатках, пусть и отапливаемых, но, конечно, без всяких удобств.
При большом увеличении видно, что рядом с монументом бегает… козленок..."
В субботнем выпуске мы начали печать новый цикл исторических изысканий Дмитрия Ермолаева. Отрывочек из первой части о стеле на Буркова я напечатал, а полностью смотрите
в "Мурманском вестнике", в очерке "Неизвестные монументы забытого Мурманска. Английский след". А так это стела выглядит ныне: