"Мой дед, Филипп Константинович Коржов, любил говорить, что в жизни ему везло многократно, в рубашке, в общем, родился. Но самыми главными, безусловными удачами с горькой иронией он считал две. Первая, это то, что 22 июня 1941 года он - профессиональный пограничник - служил не на западной границе Советского Союза, а на восточной. А вторая - то, что не дошел до Берлина. Его контузило на Одере и в последнем, кровопролитнейшем (300 тысяч наших воинов погибли при штурме столицы Третьего рейха) побоище той войны он не участвовал. «Может быть, поэтому и уцелел...» - говорил он.
Он родился в 1907-м в Белоруссии, деревенька находилась где-то под Гомелем. С шести лет остался сиротой, пошел в подпаски. Образование - два класса церковно-приходской школы. Потом, с 1929 года, - Рабоче-крестьянская Красная Армия. Армия его, по сути, от смерти спасла. В родных его местах в то время был голод.
После срочной службы окончил школу младших командиров. Служил в Москве, в одном из спецподразделений НКВД - по его собственным воспоминаниям, в 1934-м встречал поезд с телом Кирова - был среди тех, кто стоял в оцеплении вокзала. Тогда же, на перроне, видел все руководство страны, во главе со Сталиным.
Воевать начал еще в 1938-м - участвовал в вооруженном конфликте с японцами на озере Хасан. Следом в 1939-40-м - советско-финляндская, в просторечии - финская, или, как называют ее на Западе, Зимняя. Групповой снимок, который вы видите, сделан именно там. На оборотной стороне фото надпись - ломающимся почерком, почти неразборчиво: Нелосельки. 17 февраля, а дальше - фамилии людей, которые на снимке. Дед - первый слева во втором ряду.
- Я помню рассказ деда про этот снимок: уже к концу того дня многих не было в живых - финны закидали их гранатами на привале, возле костра. Деда спас боевой опыт - успел упасть за одно из бревен, на которых сидели... - вспоминает мой старший брат Максим.
Потом - вновь Дальний Восток, застава на очень неспокойной в ту предвоенную пору знаменитой КВЖД - Китайско-Восточной железной дороге. Сослуживец легендарного Героя Советского Союза Никиты Карацупы. Именно там, в поселке Пограничный, который до революции назывался Гродеково, 2 мая 41-го родился мой отец.
Бабка моя, Зинаида Александровна (на снимке она со старшим братом отца Володей), кстати, Карацупу терпеть не могла. "Алкоголик! - самое мягкое слово, которое она для Героя находила. По словам отца, она его именно из-за Карацупы чуть преждевременно не родила: "Иду по поселку, а навстречу - тигр!" Это Карацупа - прекрасный охотник и лесовед - добыл в тайге тигра, там же освежевал добычу, а шкуру набросил сверху на своего коня. Его-то и увидела моя бабушка - красавица-полька, великая ругательница и скандалистка. Ох, чую я, досталось от нее знаменитому следопыту и грозе нарушителей границы на орехи..."
Это - отрывок из материала о дедах моих героических. Полностью читайте
в субботнем "Мурманском вестнике", в очерке "Родные - за Родину".