Шкатулка памяти

Dec 10, 2014 16:31



Ну что, почти дождались мы праздника. Я не только про Новый год. Надеюсь, где-то "под ёлочку" получу сигнальный экземпляр третьей части "Мурманцев" - романа "Город между морем и небом". Занятно, что книги еще нет, а отзывов о ней уже в достатке. Почитайте фрагментики, которые, как мы с Игорем Опимахом предполагаем, станут частью нового издания:
  "Только прочитав все три романа, можно понять, что закончить свой эпос Дмитрий Коржов планировал, но не в первом, а в третьем романе. И это ему, по-моему, вполне удалось.
     Мы видим, что уже с первой главы автор методично и целенаправленно доводит все сюжетные линии, оборванные в предыдущих романах, до логического завершения. Мы узнаем, почему «Рассвета для Маши не было», дождалась ли Санька Николая Скворцова, что стало с Дашей Сазоновой, опять же героиней ещё первых «Мурманцев». Все оборванные ниточки связаны, все лакуны заполнены.
    Дмитрию Коржову удалось постичь душу города в единстве всех сторон жизни: сил природы, бытовой жизни, духовной, причастности к судьбе страны. Трепетное признание в любви к городу ощущается буквально в каждой строчке, Мурманску посвященной. И для каждого героя город становится чем-то особенным: для Алексея Кольцова Мурманск - это шкатулка памяти, для Сашки Горевого, восхищенными глазами которого мы смотрим на Мурманск, - это город-мечта: строящийся, меняющийся, возрождённый.
     Город - не просто фон или декорация, город - полноправный участник, главный герой событий и жизни, и романа.
Увлекает и зачаровывает мелодика письма, её стиховая основа, иногда ловишь себя на мысли, что некоторые прозаические строчки вполне могли бы стать началом либо частью стихотворения. Сразу при этом вспоминаешь внешне незамысловатую, лишённую метафоричности прозу Юрия Казакова..."
Елена Штурнева.

"...Отличие третьей части, пожалуй, в большей динамике, складывающейся за счет обилия персонажей, которых язык не поворачивается назвать второстепенными. Скажем, Никита Хрущев или Фидель Кастро. Впрочем, и не столь именитых героев мелькает в романе немало. И это не выглядит недостатком.
      На мой взгляд, форма третьей части "Мурманцев" приближается к клиповой манере изложения, характерной для последних лет.         Эта тенденция диктуется, с одной стороны, общим трендом сжатия обильных потоков информации, с другой, дает надежду, что молодое поколение, изначально привычное к такому формату, сможет легко освоить данный текст.
        К счастью, как мне показалось, мозаичность, "клиповость" романа не приводит к фрагментарности. Произведение все же остается достаточно цельным, не распадаясь на отдельные части.
     Обилие персонажей не заслоняет решительно выходящего в третьей части на первый план главного героя трилогии - город, или как называет в романе его сам Дмитрий Коржов, - Город. Атрибутика и сам дух Мурманска начала 60-х воссозданы очень точно и с большой любовью..."
Игорь Катериничев.

"...Героев, претендующих на статус главного, в новом романе Дмитрия Коржова нет. Они окончательно растворились. Точнее, главным героем, наконец, стал именно город. Этот роман - мозаика: пейзажная и событийная. Жилстрой, стадион, ресторан, порт - фрагменты, из которых складывается внешний, наглядный портрет Мурманска.
      Но есть еще портрет исторический: визит Хрущева, визит Кастро, прочие реалии времени в виде открытых катков, портвейна 777, литературных сборищ в редакции "Полярки" и т.д. Все это выписано очень вкусно. Мне поначалу не хватало сквозной линии, корневой фигуры, за которой тянулась бы нить повествования (ни Горевой, ни Филатова на эту роль не годятся), но потом обвыкся и понял, повторюсь, что книга не о людях, а о городе..."
Александр Рыжов.

"...Думается, пространство романа можно расширить. Герои могут чуть побольше размышлять, а некоторые линии, намеченные и оборванные скороговоркой - получить продолжение. Не факт, что из-за этого сильно разрастётся текст. Автор вполне способен рисовать исторический контекст несколькими деталями, сохраняя избранную им и соразмерную читателю и северному пейзажу тональность семейной саги. Для такой пастели массовые сцены и взгляд с птичьего полёта или кремлёвских башен, привычные по многим иным эпопеям, отнюдь не требуются.
      Завершена третья часть романа. Однако пристрастие Коржова к открытым финалам наводит на мысль о том, что возможны и четвёртая, и пятая. Материала хватит - отечественная история второй половины XX века тоже щедра на пики и переломы. Расцвет атомного подводного или же ледокольного флота СССР, перипетии перестройки… - хоть до пожара на подлодке «Екатеринбург», который случился 29 декабря 2011 года и о котором по-прежнему гуляет много слухов, доводи повествование.
      Такая цепочка, говоря импортным языком, сиквелов может родить как минимум серию хороших, но, скорее, приключенческих повестей. Киношное слово использую отнюдь не случайно: и в своём нынешнем, далеко не оконченном виде «Мурманцы» так и просятся на экран.
      Если же автор, не обязательно спеша к предстоящему в 2016 году столетию Мурманска, на уже проверенной сюжетной основе придаст роману достойный заложенного потенциала масштаб, поднимется до историософии - может получиться по-настоящему эпический текст, осмысляющий судьбы России и русских людей в минувшем веке. Желаю именно этого, ощущая необходимость в таком осмыслении и веря, что оно грядёт. А также в надежде, что у такого романа обязательно найдётся думающий читатель..."
Андрей Расторгуев.

Игорь Опимах, Дмитрий Коржов, русская проза, "Мурманцы", книгоиздание

Previous post Next post
Up