Накануне наших долгоиграющих каникул -
читательская конференция по роману-трилогии "Мурманцы" в родном МГГУ, который для нас, студентов былых времен, навсегда останется пединститутом.
Нас было не много, но разговор получился интересный. Чрезвычайно любопытно было слушать преподавателей-словесников (и не только, потому как были там и Андрей Иванов, и Святослав Шачин) и студентов. Чудесная Марина Валентиновна Наулюк, когда открывала конференцию, даже обожаемого мной Бахтина, и Вальтера Скотта с Фенимором Купером вспомнила... Приятное соседство:)
А это я так аудиторию держу:):
Порадовало, что получился не мой монолог, а именно конференция - беседа о книге... Даже целый ряд замечаний довелось выслушать. Недавно вернувшийся из Германии Слава Шачин выступает - рассказывает о том, как немцы относятся к Второй мировой и русским:
Опять же, вопросов было порядком. Благодаря почти стенографической записи, которую вела Елена Штурнева, можно узнать, о чём спрашивали и что говорили:
1. Мне интересна предыстория романа, почему взялись за эту сложную тему?
2. Почему «мурманцы», а не «мурманчане»? Как отсылка в древность?
3. Роман исторический, но присутствует художественный вымысел. Образ Даши - откуда он взялся?
4. Но Мурманск-то защищали те, кто остались. Значит, не все лучшие уехали? А в 1-й части «красные» изображены не столько негативно, сколько пренебрежительно. Прервалась связь поколений, а она не должна рваться. (М.В.Наумлюк)
5. Кто из исторических персонажей появится в 3-й части (Андрей Иванов)?
6. А про любовь будет? (М.В.Наумлюк)
С первыми двумя всё ясно - неожиданно понял, что о родном городе мы знаем непростительно мало (даже то, что первые жители города называли себя "мурманцы", не знаем), решил это хоть в какой-то степени исправить.
Да, вымысла в романе достаточно, образ Даши - собирательный, отчетливого, явного прототипа за ней нет.
Не все лучшие уехали, конечно. А потом новое время создало нового человека, и среди этих, насквозь советских людей, было немало очень достойных, настоящих. Как раз о них, в первую очередь, вторая и третья книги романа.
Их будет много. Не только Кастро и Хрущев, но и Микоян, к примеру, имя которого, к сожалению, в Мурманске почти забыто, а значение его для города трудно переоценить. Это и "капитанские", микояновские дома, и улица (сейчас - Полярные Зори), и район - верхняя часть нынешнего Центра.
Про любовь, конечно, будет. Как без неё?
Что еще говорили? Об этом - опять же из уже упомянутой стенограммы:
1. Впечатлило описание Мурманска. Очень совпало ощущение города с вашим. Ощущение дикости и красоты одновременно. Это ведь поступок - жить здесь добровольно, любить этот город. (Алина)
2. Больше люблю фэнтези, постапокалипсис, а реалистическую прозу даже не помню, когда читала (спрашиваю: "А Толстого читали когда?" "Никогда!" Ольга Владимировна Пожидаева даже от фотоаппарата - отвлеклась: "Как это никогда?") Зацепил эпизод, когда Алексей Кольцов попал в тюрьму. (Катя)
3. Больше всего зацепило сравнение Мурманска с подводной лодкой.
4. «Почему хотите взять именно эту книгу?» - спросили в библиотеке. И я задумалась: действительно - почему? Заинтересовало название, оформление. К сожалению, не прочитала 2-ю часть: в библиотеке её нет, выдана. А когда выйдет третья? (Катя)
5. Очень благодарна вам за книгу. Мы привыкли видеть в современной литературе чрезвычайно много пессимизма, в вашей книге этого нет, роман получился очень светлым. Могу сравнить его с советскими фильмами. (Оля)
6. Тема любви и патриотизма. Роман написан простым языком. Даже в годы войны есть жизнь и простое человеческое счастье. (Кристина)