"...Грешным делом попробовал вспомнить хоть одну достойную стихотворную книжку, вышедшую в 2011-м в нашем крае, - так ведь не смог! Как-то обмельчала поэтическая речка... Мне, критику, и писать-то стало не о ком и не о чем. Поневоле затоскуешь.
Радостно, что нынешний год уже подарил целый карнавал встреч с новыми поэтическими книгами, и, есть надежда, этот парад поэзо-новинок еще продлится. Вне серии - это и сборник известного мурманского барда и поэта Андрея Королева - его имя в мире авторской песни безусловно, но, так уж сложилось, книга - первая. Но очень солидная, со множеством хороших стихов - и тех, что многие знают в песенном варианте, и те, что живут без музыки. И сборничек стихов и прозы активиста мурманского Лито Сергея Зубанова. И - Колычев, с его книгой-плачем, книгой-криком «Я выживу». У Николая, к слову, еще одно издание готовится, некие «неправильные» стихи. Не знаю, что уж может быть у Колычева неправильным, но - вот так.
Думаю, подлинным подарком для поклонников русской словесности - и не только у нас на Кольском Севере, но по всей России - станет готовящийся к печати сборник избранных произведений поэта и краеведа, постоянного автора нашей газеты Владимира Сорокажердьева.
Но вернемся к серии «Первая книга поэта». Тем более, что здесь в этом вышли в свет две замечательных книжицы: «Далекий свет в родном окне» Анатолия Полевого и «Ангел Вася» Елены Штурневой.
Последнюю выделю особо. Елена, хоть и собрала уже солидный урожай самых разных литпризов - от премии журнала «Север» «Северная звезда» до лауреатства на «Капитане Грэе» - областном этапе всероссийского конкурса «Осиянное слово», но даже читающая публика ее почти не знает. А напрасно…
Художественное пространство, которое оно создает в своих стихах, чрезвычайно интересно - многомерно, щедро на глубокие, пронзительно точные образы и неожиданные находки. Вот вам на вскидку коротенькое:
Увидеть первый одуванчик и - заплакать.
А он, бродяга, желторот, желтоголов.
Глоток воды, живая хлеба мякоть:
ведь мир до боли прост, понятен и суров.
Не нужно ничего, лишь подойди поближе
и, руку протянув, погладь по голове
отца, ребенка, друга. Так и солнце нижет
на ниточку любви росинки на траве… А вот, что пишет о Штурневой и ее стихах автор предисловия к книге поэт Татьяна Агапова: «Удивительно тонкий, мягкий лирик, она берет не громкостью голоса, но притягательной проникновенностью. Признаюсь, когда читала готовую рукопись, поймала себя на том, что сижу и блаженно улыбаюсь - от любви, тепла и доброты, которые исходят от ее строк… Стихи Штурневой немногословны. Но она способна малыми штришками, крошечными деталями передать очень много - живую реальность и живое чувство…»
Действительно, поэзия «Ангела Васи» - поразительно светлая, чистая, но столько в ней подчас отчаянья и беды, что страшно становится - и за автора, и за ее лирическую героиню. Художественное пространство, которое она создает, почти всегда на стыке жизни и смерти, на грани небытия. Так и хочется крикнуть автору: «Больше света! Больше счастья! Тепла!» Впрочем, последнее-то в стихах Штурневой есть, но какое-то особое, неизменно - с грустью-печалью под ручку.
Должен сказать, что в книге есть несколько стихотворений вне общего ряда, существующие словно бы отдельно от сборника. Будто из другого мира стихи. В первую очередь, это вещь, которая дала имя всей книге - «Ангел Вася». Ее главный герой - тот, что «обитал в сторожке» и «был рыж, космат, нездешне грустен», конечно, тот еще ангел. Удивительное в нем сочетание небесного и земного. Он вроде бы совсем наш, обычный, без крыльев, конечно, а все - не от мира сего. Этакий поэтический сородич шукшинских «чудиков». Вне привычных рамок. Не такой, как все…
Вот и книга у Штурневой получилась почти такая же - своеобычная, не похожая ни на одну иную, сплавленная из верлибров и классических русских стихов, любви и смерти, и мягкая, и жесткая, очень живая..."
Фрагмент материала о серии "Первая книга поэта", который завтра станет частью субботнего "Мурманского вестника".