Меня всегда удивляли военные ритуалы. И чтобы не было дальнейших разночтений, давайте сразу договоримся, что мы с вами будем понимать под термином «ритуал». Я предлагаю определение классическое.
Ритуал - это некая последовательность действий, обязательных к выполнению в определенных условиях, изначальный смысл которых полностью или частично утерян.
Ну что, договорились? Тогда продолжаем.
С первого дня в военной академии мне внушали разные истины и предписания, требовали их соблюдения и наказывали в случае неисполнения. В 18 лет я чувствовал себя новорожденным: заново учился ходить, заново учился говорить… Ей богу, было в этом что-то мистическое!
Для человека со стороны военные ритуалы могут показаться…ммм, необычными. Действительно, зачем совершать сложное «выполнение воинского приветствия» (спина прямая, ноги вместе, мысы разведены на ширину стопы, левая рука прижата к телу, правая согнута в локте на 45 градусов, пальцы касаются виска, корпус немного наклонен вперед)? Ведь можно просто поздороваться - приветливо кивнуть и пожать руку.
- Да, в армии бывает и так, но это не по уставу.
Зачем нужно долгое «Здравия желаю, товарищ старший лейтенант», если есть короткое «здравствуйте»?
- Вот так скажешь, не подумав, «Здравствуйте, товарищ полковник!» и все, попал. А произнесешь ритуальное «здравия желаю»-ничего, улыбается.
А военные доклады, где слова задом-наперед? Это же просто песня!
«Товарищ, гвардии генерал-полковник! Отдельный, Краснознаменный, Ордена Трудовой Мозоли второй степени мотострелецкий батальон для торжественного обморожения на плацу построен!»
Или взять, например, самый распространенный в армии наряд - по роте. Эти уполномоченные люди следят за соблюдением внутреннего порядка, распорядка дня, дисциплины в подразделении и вообще - бдят. Задача дежурного или «дневального на тумбочке» - встречать командование и докладывать о текущей ситуации.
- По сути, роль обычного секретаря.
И вот объясните, пожалуйста, почему этот бедный дневальный должен стоять на одном месте 2 часа? Причем стоять не как ему удобно, а в особой, ритуальной позе: пятки вместе, мысы врозь, руки вдоль тела. Прислоняться к чему-нибудь и облокачиваться запрещено. Разговаривать запрещено. Можно лишь расслабить правую или левую ногу. И даже ночью, когда все спят, он должен стоять, как истукан..
По-моему, стол и стул были бы здесь вполне уместны. Но нельзя - Устав!
Ритуалы в армии везде: где надо, и где не надо тоже. В одежде (расстояние до дырок под петлицы на воротнике 3,5 см, козырек кепки от бровей на два пальца), в речи (нет слова «можно» есть слово «разрешите», «так точно» вместо «да», вместо «нет» - «никак нет»), в быту (на обед, с обеда - строем, с песней, к «пустой» - без головного убора - голове рука не прикладывается).
Один «строевой шаг» чего стоит!
И что самое удивительное, без всех этих мелких и не очень ритуалов, нашу армию представить невозможно. А то, что представляется едва ли можно назвать армией.
Вы спросите: почему так? Ну что ж, у меня есть ответ. Так что давайте, детишки, садитесь поближе. Сейчас дядя Дима расскажет вам сказку.
Сказка про глупую обезьянку и умную тетю Эволюцию
Давным-давно, примерно полтора миллиона лет назад, жила одна обезьянка. Была она самая обычная: бегала по земле, лазила по деревьям, играла с друзьями и ела ягоды да корешки.
Однажды она нашла кокосовый орех, но как ни трясла, как ни кусала, никак не могла расколоть крепкую скорлупу. Тогда она залезла на дерево, бросила кокос вниз, и он разбился на мелкие кусочки. Ох и обрадовалась наша обезьянка!
Но тут из зарослей папоротника вышла компания из соседнего племени. Пиво и семечки тогда еще не изобрели, но нравы уже были дай боже. Они увидели расколотый орех и без задней мысли принялись его поедать. Наша обезьянка жутко разозлилась, спрыгнула с дерева и с криками попыталась отнять свое лакомство. За что и была избита. Сильно, но не до смерти, ведь руки у обезьянок были ловкие, но слабые, а кости наоборот - крепкие.
Задумалась глупая обезьянка: «Как же я такими слабыми ручками отомщу обидчикам?» И тут ее взгляд упал на острый камень, который спокойно лежал себе на земле и даже не предполагал, какая судьба ему уготована.
А судьба та была интересная. Ведь глупая обезьянка не просто взяла его в руку, но и принесла домой, да еще и показала всему племени. Очень скоро все научились с помощью камней раскалывать кокосовые орехи. А заодно и головы друг другу и враг врагу.
Соседи быстро смекнули, что камень - грозное оружие, и если теперь случалась какая драка, то заканчивалась она плачевно. А поскольку обезьянки тогда дрались по любому поводу, то очень скоро их осталось совсем мало.
И пришла к ним тогда умная тетя Эволюция. Собрала всех в кружок и сказала: «Чтобы вы, глупые, совсем друг друга не поубивали, дарю я вам кое-что особенное, Ритуал называется. Пусть же отныне конфликты ваши проходят по Ритуалу и никак иначе».
Так с тех пор и повелось. Больше не дерутся обезьянки до смерти, а делают все по ритуалу: могучие гориллы смотрят друг другу в глаза, кто кого пересмотрит, красноносые гамадрилы кричат на весь лес, кто кого громче. У всякого ритуал свой имеется.
И у тех лысых обезьянок, которые Гомо Сапиенсами зовутся, тоже свои ритуалы есть. Причем их больше всего у тех, кому острые камни по долгу службы положены. Чтобы не навредили без надобности ни себе, ни другим.
Шло время, камни становились все острее, а обезьянки умнели не так быстро. Вот и приходилось тете Эволюции раз за разом придумывать новые ритуалы: то рыцарский кодекс, то бусидо какое-нибудь.
А как же иначе? Ведь если не будет ритуалов, то так и поубивать друг друга недолго.
Вот такая сказочка, детишки. А если кто не верит дяде Диме, тот пусть почитает что-нибудь о верхнепалеолитическом кризисе в рамках гипотезы техно-гуманитарного баланса.
И еще раз, для закрепления, на пальцах.
В древнем мире ритуалы служили для канализации внутривидовой агрессии и как следствие для сохранения вида. Чем больше та или иная сторона социальной жизни была связана с конфликтами, тем больше в ней было ритуалов. Это были дырочки, через которые из котла выходил пар.
Например, искусство и спорт это ритуальные формы агрессии, прикрытые вуалью морали чуть больше или чуть меньше.
Что касается армии, то здесь все должно быть понятно. Армия и силовой конфликт - это два близких понятия, поэтому и ритуалов здесь больше, чем где-либо. Причем они накапливались на протяжении всей истории человечества: менялась внешняя форма, что-то упрощалось. Но, так или иначе, армия обрастала ритуалами, как бродячая собака репьями. Что мы и наблюдаем сегодня.
Военные соблюдают кучу условностей во время службы. Они используют специальные речевые обороты и штампованные фразы не потому, что так удобнее, а потому что так принято. Это написано в уставе, а устав один для всех. Поэтому, в какую воинскую часть вы не приедете, везде будет одно и то же: и люди, и слова, и поведение, предписанное уставом.
- Ритуалы создают стабильность.
Но слишком хорошо тоже плохо. Попытка свести к уставным
формальностям как можно больше вещей приводит в тупик. Река жизни, ограниченная плотинами ритуалов, превращается в болото.
- Такое теплое, уютное болото.
Кстати, отличная аналогия с рекой, давайте ее разовьем. Итак, жизнь - это река. Течет себе и течет, когда бурно, когда спокойно, но всегда в русле своих берегов. Армия - это канал, который берет энергию жизни и направляет по своему пути, расходуя на конкретные цели.
- Практично, как водяная мельница.
К сожалению, наша армия больше похожа на мрачный лабиринт из труб разного диаметра, построенный каким-то безумным инженером. В одном месте тут бьет напор, в другом вода тухнет в отстойниках. Конструкция сама по себе монументальная, но ржавая и дырявая насквозь. А сантехники из Министерства Обороны, видимо, уже и не помнят толком, куда здесь что ведет, и зачем что нужно.
Водопровод армии держится на изоленте ритуалов и жвачке обещаний. И сдается мне, эти трубы давно пора менять.
Министр Обороны, к слову сказать, именно это и делает. А тот недовольный гул, который мы слышим в его адрес - явление нормальное. Ржавые трубы при замене скрипят и лопаются, выливая из себя помои, накопившиеся за долгие годы.
Остается только пожелать удачи этому отважному сантехнику, который рискнул окунуться в ржавый хаос под названием «армия». И надеяться, что его «новый облик» будет не просто отмытым от грязи старьем, а чем-то по-настоящему новым.