Оригинал взят у
uchitelj в
Здесь был Воланд. Дом Пашкова (Арх. Баженов)Оригинал взят у
bdb_2000 в
Здесь был Воланд. Дом Пашкова (Арх. Баженов)
"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...)
01 Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг." Так описано место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея в романе «Мастер и Маргарита».
К сожалению фотографии этого события не сохранились, а из немногочисленных изображений мне нравится это. Поза правильная, одежда та, вот только сидит не на той крыше.
02 "Правильная" крыша нарисована в 1896 году Николаем Матвеевым на картине "Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства". Картина нарисована на основе реальных событий: В 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм III, отец супруги будущего императора Николая I, посетив Москву, пожелал увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома. Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Посмотрел король на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: "Вот она наша спасительница".
03 Именно с балкона этого дома царь тьмы в сопровождении своих тёмных рыцарей, Мастера и Маргариты покинул Москву и продолжил своё странствие …….
04 Пашков дом был построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, - это устная традиция и архитектурная баженовская манера.
Говорят, что обидевшись на Екатерину Великую (она "зарубила" его Царицыно, а потом отказалась строить монументальный Большой Кремлевский Дворец размером в 2/3 Кремля, хотя вся Кремлевская стена со стороны Москва-реки уже была разобрана) Баженов поставил дом "спиной" к Кремлю, а главный фасад оборотил в глухой переулок. Кстати,изящная лестница со стороны Моховой построена в 1930-е, а до этого там был забор, через который зеваки могли наблюдать сад со всевозможными диковинками. Внизу, на склоне холма в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках. В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее. Когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном.
05 Благодаря такому расположению кажется, что дом "летит" и когда смотришь на него подняв голову с Моховой и когда идешь к нему по узкому двору со стороны Староваганьковского переулка.. По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице дом расположен под небольшим углом, поэтому красивее он смотрится с отдаленных боковых точек. В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения. Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.
06 После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.
07 Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.
08 В начале XIX века здание находилось в запустении.
09 В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
10 В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
11 В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.
12 В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом - нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.
13 Балкон вокруг бельведера виден только со стороны Кремля и то, если отойти достаточно далеко. Именно поэтому многие считают, что можно гулять по всей крыше, которую ограничивают только балюстрада с вазами
14 Виды из окон просто замечательны.
15 В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели.
16 Некоторое время пустовал.
17 В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания.
18 Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны - такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы.
19 После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина - А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).
20 В 1839 году дома Пашкова был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета. Затем здесь поочередно находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный. В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз. Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову.
21 В результате Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие". В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II.
22 Полководец Румянцев-Задунайский имел трех сыновей - Сергея, Михаила и Николая. Последний достиг важных государственных постов (канцлера, председателя Государственного совета), отличался высокой образованностью и стал основателем знаменитого "Румянцевского музея", открытого в 1831 г. в Петербурге, а в 1861 г. перевезенного в Москву, в дом Пашкова.
23 Герб Румянцевых-Задунайских
24 В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Такое преобразование было вызвано тем, что в музей после революции 1917 года поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть. Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях. В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем эту часть здания передали отделу рукописей.
25 В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.
26 Особенно крупные изменения в облике здания произошли в 30-е годы 20-го столетия. Именно тогда снесли ограду, окружавшую сад. Ограда была не столько ограничителем пространства, сколько частью общей композиции. Зритель начинал воспринимать архитектурный комплекс с подножия холма, ограниченного белыми колоннами ограды, устремляясь взглядом по склону, к колоннам портика. Теперь же холм со зданием перестали восприниматься, как единое целое. В это же время была построена и лестница со стороны Моховой улицы (архитектор М. Долганов), а на фасаде вместо герба Пашкова был установлен герб СССР. Внутренние интерьеры здания изменялись настолько радикально, что от первоначального их вида практически ничего не сохранилось.
27В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР - это произошло вовремя очередного текущего ремонта. В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую, фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года. Затем библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.
28
Все мои посты сначала выходят в моем журнале:
http://bdb-2000.livejournal.com Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций