"Помню, что в простоте моей я был поражен тем, почему каждый джентльмен не становится орнитологом".
Чарльз Дарвин
Моей любимой жене, с пониманием относящейся к моим бесконечным орнитологическим экскурсиям и с великим терпением - к длительному времени, проводимому мной за компьютером ради оформления результатов наблюдений, которое можно (и дОлжно!) было бы занять домашними делами, и натолкнувшей меня на мысль о ведении этого блога, посвящаю.
Телефонный звонок моего друга, известного в Твери орнитолога-любителя Вадима Черкасова застал меня в поселке имени Крупской, когда я по-летнему солнечным и жарким днем 12 сентября 2021 года шел на
пруды-шламонакопители ТЭЦ-4:
- Привет! Ты сейчас где?
- Иду на «шламы».
- А я - на
прудах-отстойниках очистных сооружений в Больших Перемерках. Наблюдал трех огарей! Сейчас они взлетели, покружили над прудами и улетели в сторону Крупского.
- Ну, значит, точно на «шламы» подались. Буду смотреть!
Огарь, или красная утка, - птица для меня не новая. Впервые в природе одиночного огаря я регулярно наблюдал на Банном пруду в Сергиевом Посаде в июле - сентябре 2010 года, а позже, прямо из окна многоэтажки - пару с выводком на небольшом техническом водоеме в Одинцово. А вот для Тверской области это знаменательное событие. Ведь до сего дня огарей (пару) в наших краях отмечали лишь однажды, в мае 1940 года у Перемутского озера в пойме Мологи выше Весьегонска. И вот, спустя восемьдесят один год, - вторая встреча.
Естественный гнездовой ареал огаря занимает степную и пустынную зоны Евразии от Средиземного моря до Приамурья. Однако более семидесяти лет назад, после того, как в 1948 году в Московском зоопарке птенцам огарей, живших на тамошних прудах, перестали подрезать крылья, в Москве и в ближнем Подмосковье начала формироваться так называемая интродуцированная популяция этих птиц. И к началу 2000-х годов она насчитывала уже около двухсот особей. Зиму московские огари проводят на незамерзающих прудах зоопарка, а весной разлетаются по многочисленным городским водоемам, где успешно выводят потомство. Так что москвичей этими красивыми утками не удивишь.
...Придя на шламонакопители, огарей я поначалу не обнаружил, хотя тщательно осмотрел в бинокль акваторию и обширную оранжевую илистую отмель, образованную торфяной золой, поступающей по трубопроводу с ТЭЦ-4 в смеси с водой. С помощью мощной зрительной трубы занялся подсчетом держащихся на отмели крякв, чибисов, озерных и сизых чаек, плавающих в пруду чомг. А когда минут через десять-пятнадцать, покончив с этим занятием, я опять поднес к глазам бинокль, то тут же увидел огарей - три (два самца и самка) ярко-рыжие, под цвет торфяной золы, красавицы-утки стояли на краю отмели!
Хотя они и находились очень далеко, начал видеосъемку - нельзя же упускать такую уникальную возможность! И вдруг все птицы, находившиеся на отмели, в том числе и огари, чего-то испугавшись, разом взлетели и стали кружиться над ее «марсианской» поверхностью. Через минуту тревога улеглась, и все вернулись на место. При этом огари оказались гораздо ближе, что вкупе с прекрасным солнечным освещением позволило мне снять эти кадры:
Click to view
Откуда же взялись здесь эти редчайшие у нас птицы? Конечно, наиболее вероятно, что они принадлежат к искусственно созданной московско-подмосковной популяции. Но нельзя исключать и того, что это гости из степей или пустынь юга нашей страны. Ведь, заметьте, первые огари были встречены под Весьегонском еще в 1940 году, то есть за несколько лет до того, как в Москве зоопарковским красным уткам перестали подрезать крылья...