Незаслуженно забытый: адъютант вице-адмирала, морской офицер, друг императора и великий художник-маринист
Последние месяцы Алексей Петрович думал и представлял то, о чем давно забыл: на море шторм, огромные волны бросают из стороны в сторону судно, а он, четырнадцатилетний кадет Петербургского Морского корпуса, ползет по тонкой рее и боится взглянуть вниз, туда, где бушует неспокойное море.
Где-то внутри поселился липкий страх: хочется сбежать, а некуда. Мачта раскачивается от шквального ветра, будто маятник, ему страшно, к горлу подкатывает тошнота, но выхода нет - парус надо отвязать. Ловкости ему было не занимать.
- Вы будете в арестантах, кадет Боголюбов, помяните мое слово! - говорили ему педагоги Санкт-Петербурского Морского кадетского корпуса. - С вашим нравом вы точно угодите в матросы.
Художник Алексей Боголюбов, "Антверпен"
Гардемарин Алеша Боголюбов был веселым и озорным мальчишкой. Он легко познавал премудрости морской науки и считался способным учеником, но среди однокашников прославился умением рисовать карикатуры и написанием эпиграмм на директора, учителей и офицеров.
Алеша в восемь лет остался без отца, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова. Мать, Фекла Александровна, урожденная Радищева, была дочерью известного писателя и просветителя Александра Николаевича Радищева, автора "Путешествия из Петербурга в Москву". В свое время императрица Екатерина II назвала Радищева "бунтовщиком, хуже Пугачева".
Как сироты заслуженного военного, после смерти отца братья Боголюбовы - Николай и Алексей - имели право на поступление в военные учреждения. Сначала это был Александровский кадетский корпус в 1830 году, а затем в 1832 году - Морской кадетский корпус.
Несмотря на предсказания педагогов, старший гардемарин Алексей Боголюбов прекрасно сдал экзамены и был выпущен в 1841 году третьим по знаниям и семнадцатым по дисциплине из семидесяти пяти человек.
В 1841 году Алексей Боголюбов надел эполеты мичмана флота и отправился к месту службы в Кронштадт под командование вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова.
Вице-адмиралу приглянулся ловкий и расторопный мичман. Вскоре Боголюбов был назначен его адъютантом. Служил Алексей сначала на бриге "Усердный", а затем, получив звание лейтенанта - на пароходо-фрегате "Камчатка", лучшем колесном судне флота. Занятия живописью Боголюбов не бросил. В это время он пишет морские пейзажи и виды Кронштадта.
Все изменила одна поездка... В 1849 году Боголюбов отправился на остров Мадейра вместе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским - президентом Императорской академии художеств.
Рисунки художника-самоучки заинтересовали герцога, и он посоветовал Алексею серьезно заняться живописью: "Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании".
В следующем году двадцатишестилетний Алексей поступил в Академию художеств. Герцог Лейхтенбергский добился у Николая I принятия Алексея Боголюбова в Академию художеств вольноопределяющимся, без увольнения с морской службы, поскольку офицерское жалованье было единственным средством его существования.
Интуитивные опыты Боголюбова были высоко оценены профессорами Академии. На творчество молодого художника наиболее значимое влияние оказал маринист Айвазовский.
Первые самостоятельные картины Боголюбова - виды Кронштадтской гавани, "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями", "Вид Смольного монастыря с Большой Охты" удостоились золотой медали второй степени. Годы обучения в Академии были очень счастливыми: Алексей горел вдохновением, его работы хвалили.
Федор Бронников "Портрет А.П. Боголюбова", 1856 год
В 1853 году Алексей Петрович окончил Академию художеств с Большой золотой медалью за три вида Ревеля и "Вид Санкт-Петербурга от взморья". Одновременно он получает отставку со службы и назначение художником-маринистом Главного морского штаба.
Несколько лет Боголюбов путешествует по Европе, учится у мастеров французского и немецкого морского пейзажа, работает в мастерских Эжена Изабе в Париже и Андреа Ахенбаха в Дюссельдорфе.
Коллеги полюбили Алексея за легкость и изящество рисунка, умение схватывать самую суть, необычность цветовых решений и потрясающую реалистичность. Вокруг заговорили о том, что в русском искусстве появился своеобразный, интересный художник и мастер-маринист уровня Айвазовского.
Алексей Боголюбов. "Лес в Вёле. Нормандия", 1871 год
В Париже происходит судьбоносная встреча Боголюбова с будущей женой, прелестной юной Наденькой Нечаевой. Дочь полковника Павла Павловича Нечаева рано потеряла обоих родителей и воспитывалась в Екатерининском институте.
После окончания института девушка приехала в Париж со своим дядей, действительным статским советником и литератором Николаем Жеребцовым. Встреча с Надеждой перевернула Боголюбову душу. Он ночами бродил вокруг дома Жеребцовых, а днем изобретал поводы, чтобы заехать к ним.
"Я встретился в Париже … с Надеждой Павловной Нечаевой... Прежде я мало обращал внимания на молоденькую институтку ордена св. Екатерины. Но тут она мне очень приглянулась.
Это не была красавица высокая, массивная, черноокая, но, напротив, миниатюрная девица с прекрасными умными глазами, русыми волосами и ртом невыразимой приятности... Все движения ее были просты, не изысканны, но полны врожденной грации. Но где было думать о женитьбе, когда в кармане нет ни гроша, а башка полна всякими проектами будущих картин", - писал художник.
Надежда Нечаева
И вдруг эта девятнадцатилетняя девочка, оставшись как-то наедине с Алексеем, сама первая призналась, что испытывает чувства к художнику, что он ни на кого не похож. Дядя благосклонно отнесся к увлечению племянницы и вскоре Боголюбов по его собственному признанию "сделался женихом".
"Я ничего не делал, - признается он, - сидел часами на террасе отеля, изучал лунные отражения в озере, а главное - вздыхал и любовался моею Надеждою Павловною".
6 ноября 1859 года в Висбадене тридцатипятилетний Алексей Петрович Боголюбов и двадцатилетняя Надежда Павловна Нечаева обвенчались в православном храме. Венчание было скромным и тихим. Боголюбов был счастлив и восхищался своей очаровательной юной женой, ее милым нравом, посвятив ей множество строк в своих дневниках.
"Миловидность моей жены и образование, конечно, увлекли всех моих добрых знакомых", - писал Алексей Петрович. Самый известный портрет Надежды Павловны Боголюбовой был написан художником Василием Петровичем Верещагиным. Перед нами очаровательная скромная молодая женщина с тонкими правильными чертами лица и большими печальными глазами.
"Она не была красавица, но столько было тонкого, обворожительного в ее глазах и говоре без малейшего кокетства, что редко, кто знал ее, не отдавал ей полную справедливость за ее ум, миловидность и кротость…", - писал Алексей Боголюбов.
Надежда Боголюбова на портрете В. П. Верещагина
После свадьбы пара некоторое время жила в Дюссельдорфе. Их семейная жизнь до поры до времени была счастливой. Боголюбов плодотворно работал, а Наденька была его настоящей Музой. Картины художника привлекли внимание императора Николая I, и он заказал Боголюбову картины Синопского сражения и пяти других боевых морских эпизодов на Черном море.
"Работа моя была очень трудная, не потому, чтобы пейзаж представлял собою сложность - это просто плоский берег, из-за камышей которого виднеются белые здания и несколько минаретов: одни целые, другие сбитые ядрами; трудность состояла в том, что турки, недоверчивые после погрома Исакчи нашими канонирскими лодками, постоянно подходили ко мне с расспросами, "что" и "зачем" делаю.
Подплывал даже какой-то чиновник и угрожал, что отведет меня к коменданту крепости, но, получив 5 франков, оставил в покое, прося только на ночь поглубже забираться в камыши, а главное - не жечь огней. Таким образом я промаялся два дня и две ночи. На второй день все лице мое и руки были в огромных волдырях от комаров, готовых, как мне казалось, выпить кровь целого человека", - Алексей Боголюбов "Записки моряка-художника".
Бой пароходофрегата "Владимир" с турецко-египетским военным пароходом "Перваз-Бахри"
С заказами жить стало полегче и супруги могли себе позволить строить планы на будущее. Боголюбовы дважды становились родителями, но к сожалению, их маленькая дочь Наденька умерла в младенчестве.
Роды подкосили хрупкое здоровье Надежды Павловны. Врачи диагностировали у нее туберкулез. Алексей Петрович надеялся на чудо и делал все, чтобы облегчить страдания жены. Он по совету докторов перевез Надю и новорожденного сына Николая в Ниццу, где был сухой и теплый климат. Но чуда не произошло.
Надежда Боголюбова
Надежда Павловна умерла в двадцатипятилетнем возрасте в марте 1865 года. Спустя полгода, в июне 1865 года, скончался девятимесячный Коленька. Горю и отчаянию Боглюбова не было предела. Он похоронил детей и жену на Малоохтинском кладбище Санкт-Петербурга и вскоре сам заболел.
В источниках его болезнь названа "мозговой горячкой", то есть нейрoинфекцией. Врачи опасались, что художник ослепнет - он стал стремительно терять зрение и страдать головными болями. К счастью, способность видеть к Алексею Петровичу вернулось.
"Морской бой. Пленение фрегатом "Владимиром" турецкого парохода "Перваз-Бахри". 1858 год
Безвременный уход Надежды и личная трагедия сыграли определяющую роль в жизни Боголюбова. В "Записках моряка-художника" Алексей Петрович напишет: "Как странна судьба людей, и как они не ведают, что будет после с их помышлениями и деятельностью.
По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева, он был отцом моей матери… Не думал я тогда, что после сделаюсь Почетным гражданином того города и свяжу навеки Радищевское имя со своим, устроив здесь Музей и Школу рисования. Тогда я был молод, только женился, и, конечно, не умри у меня жена и сын, я никогда не был бы вправе отдать все мое имущество Саратову".
От мрачных мыслей Алексея Петровича всегда спасала работа. В 1865 года художник приступает к царскому заказу - созданию истории Петровских морских сражений, гигантской работе, длившейся одиннадцать лет. Картины из "петровского" цикла "Гангутский бой" и "Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года" стали вершинами батальной живописи Боголюбова.
Надо ли говорить, каким удивительным человеком был Алексей Петрович! В его гостеприимном доме молодые художники, среди которых были Поленов, Савицкий и Крамской, всегда находили стол и приют, безвозмездное наставничество и возможность выгодных заказов.
Фортуна, обделившая личную жизнь художника, была благосклонна к его творческой карьере. Боголюбов был не только любимым художником Александра III, но и его другом.
А.П. Боголюбов, картина "Мастерская художника"
В 1866 году в Россию прибыла будущая жена цесаревича Александра, датская принцесса Дагмар, ставшая по принятии православия великой княгиней Марией Федоровной. Ей представили Боголюбова, и, как он писал "с этой поры я начал быть ее наставником в искусстве и, конечно, никогда не позволял себе быть учителем на жаловании, что дало мне право быть гораздо свободнее с нею в моих беседах об искусстве".
В 1870 году в знак признания таланта художника Александр III поместил около тридцати картин Боголюбова в столовой Александровского дворца и назвал ее Боголюбовским залом.
Алексей Боголюбов "Иллюминация Кремля"
Используя свои связи при дворе, личную дружбу с Александром III, Алексей Петрович добился в 1885 году снятия запрета на демонстрацию картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", которая не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Что касается информации о личной жизни художника, вот что удалось найти... Баронесса Елизавета Шивр - француженка, на восемь лет моложе Алексея Пертовича стала его гражданской женой. Она приняла православие и российское подданство.
И.К. Макаров. "Портрет Н.П. Боголюбовой"
Как и супруг, Елизавета завещала Саратовскому Радищевскому музею и рисовальной школе весь свой капитал. Именами "Елизаветы Шивр - Алексея Боголюбова" назывались стипендии лучшим начинающим художникам Саратова.
Алексей Петрович, который скончался через полгода после Елизаветы, не успел дополнить свои мемуары рассказом о ней. До нас дошли только скупые строки, фактически слова благодарности, написанные в тяжелые для художника летние дни 1896 года М.П. Боткину в благодарность за память о Елизавете Шивр, "в которой я лишился 30-летнего друга и которой был обязан, что живу на свете, ибо она ходила за мной, когда я, тому назад 20 лет, тяжко заболел <…> Работа, пожалуй, может рассеять горе, но надо тоже быть в состоянии приступить к ней".
Елизавета Шивр
Облик Елизаветы Шивр запечатлел живописец Алексей Алексеевич Харламов. Этот портрет сейчас занимает почетное место в экспозиции Саратовского государственного художественного музея.
Умер Алексей Петрович в возрасте семидесяти двух лет в Париже в ночь на 7 ноября 1896 года. Тело художника доставили в Россию и похоронили в Петербурге, на Малоохтинском кладбище, рядом с женой Надеждой и детьми.
Он называл себя моряком-художником и писать предпочитал именно море. К сожалению, широкой публике его работы известны мало. Боголюбов по праву считается одним из ведущих русских маринистов и мастером батальной живописи второй половины XIX века, равных которому благодаря его опыту морского офицера не было.
Известно, что Александр III на открытие Художественного музея имени А.Н. Радищева прислал художнику поздравительную телеграмму с подписью "Ваш Саша". Именно из-за теплых отношений с императорской семьей имя блестящего художника было незаслуженно забыто в годы советской власти.
__________________________________________________________
Доктор online Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru