СМП. Суэц. Северо-западный проход.

Oct 21, 2018 20:05

Последнее время всё больше внимания уделяется присутствию в Арктике.
Политики, бизнесмены, военные, экологи, эксперты и "эксперты" обсуждают что, да как там сейчас, и что будет в будущем.
Я не эксперт в области геологии и добычи полезных ископаемых, посему и не буду касаться этих вопросов, так же, как и военной темы в этих краях.
Выскажу лишь свою точку зрение по судоходству.

1.


Для начала определимся с терминами, а заодно - немного истории из Википедии.

Северный морской путь (СМП)- кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

2. Границы акватории СМП



3. Суда на акватории СМП 21-10-2018



Краткая историческая справка:

1553―1554 ― первая английская экспедиция сэра Хью Уиллоуби с целью найти Северо-Восточный проход в Китай. В результате Уиллоуби погиб, застряв во льдах в бухте возле острова Нокуев, а экспедицию продолжил и завершил его главный кормчий Ричард Ченслер, вошедший в устье Северной Двины и получивший от царя Ивана Грозного привилегии для английской торговли. Это событие положило начало образованию Лондонской Московской компании, которая сыграла огромную роль в развитии русско-английских отношений во второй половине XVI и первой половине XVII вв.[Spoiler (click to open)]
1594-1597 ― три экспедиции Виллема Баренца, целью которых был поиск Северо-Восточного прохода в Азию.
1616-1620 годы - царь Михаил Фёдорович запрещает торговым людям под страхом смертной казни добираться морским путём из Архангельска в Мангазею. Сделано это было из политических соображений, чтобы оградить регион от проникновения английских и голландских моряков.
1648 год - Семён Дежнёв открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски.
Первая Камчатская экспедиция - подтверждение наличия пролива между Азией и Америкой с декабря 1724 года по 1729 год.
Великая Северная экспедиция - ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.
1874 год - ради получения премии, объявленной купцом М. К. Сидоровым, английский капитан Джозеф Виггинс совершает плавание на пароходе «Темза» от Сандерленда до Енисейского залива.
1875 год - плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшёльда на средства купца Оскара Диксона от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива.
1877 год - плавание из Лондона в Тобольск через Карское море парохода «Луиза» иркутского купца А. К. Трапезникова.
1878-1879 годы - экспедиция А. Норденшёльда на барке «Вега», собранная на средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А. М. Сибирякова, впервые прошла весь маршрут Севморпути.
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.
Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 году на ледорезе «Фёдор Литке» (капитан Н. М. Николаев).
Первая транспортная операция на Северном морском пути - сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 года.
О возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году - при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.
В середине XVI века англичане (Xью Уиллоби, Ричард Ченслор) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились.
Разработкой и теоретическим обоснованием такой экспедиции занимался М. В. Ломоносов, связывавший свои планы с экспедицией В. Я. Чичагова (1764-1766), и считавшего возможным плаванье через полюс к странам Дальнего Востока[7]. Ломоносов представил свои соображения и расчёты в труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» (1762-1764). Много внимания уделял теме Д. И. Менделеев, посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ; он сотрудничал в этой области с адмиралом С. О. Макаровым, вместе с которым занят был постройкой ледокола «Ермак», разработал высокоширотный ледокол.
Поиски Северо-восточного прохода возобновились в середине XIX века, и в 1878 году швед Эрик Норденшельд неожиданно прошел в одну навигацию почти весь путь, обогнув северную оконечность Евразии - мыс Челюскин (первое достоверное плаванье мимо него) и зазимовал у берегов Чукотки. Вторым мимо Челюскина прошел в 1893 году норвежец Фритьоф Нансен, а третьим был в 1901 году русский исследователь Эдуард Толль, остзейский барон[7].
Специалисты и власти отлично понимали, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком.
Немалое внимание уделял попыткам освоения Севморпути Верховный правитель, сам в молодости принимавший активное участие в полярных экспедициях и научных исследованиях в Арктике, адмирал А. В. Колчак. 23 апреля 1919 года его распоряжением при Российском правительстве был создан Комитет Северного морского пути. После поражения Восточного фронта Русской армии в Сибири Комитет Северного морского пути в полном составе был сохранён и введён в состав учреждений Сибревкома.
Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как русским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.
В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь - важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность - никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942 года ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер»[8]. По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 - в конвоях. Было перевезено свыше 4 млн тонн различных грузов. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути И. Д. Папанин. За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.
За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).
В период 1970-1980-х годов работа на Севморпути существенно активизировалась. Это было связано с достижениями науки и техники, в том числе постройки атомного ледокольного флота: с 1960 года в состав флота вошёл атомный ледокол «Ленин», с 1974 года в строй начало входить семейство ледоколов «Арктика».
Освоение Северного морского пути было связано с развитием Норильского комбината, что потребовало круглогодичной навигации по маршруту Мурманск - Дудинка. Эта задача была поставлена директору Мурманского морского пароходства В. А. Игнатюку в 1970 году. С 1971 года начальником администрации Северного морского пути стал К. Н. Чубаков, который активно включился в решение этого вопроса. В 1972 году был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 года атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была открыта круглогодичная навигация.


Северо-Западный проход - морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. Соединяет Атлантический и Тихий океаны. Различные острова архипелага отделены друг от друга и от канадского побережья группой арктических водных путей, которые имеют собирательное название Северо-Западные пути.

4. Суда на акватории Северо-западного прохода на 21-10-2018



Краткая историческая справка:

Первым из европейцев проплыть Северо-Западным проходом попытался в 1498 году английский и итальянский мореплаватель Себастьян Кабот. На четырёх кораблях с командой в 300 человек он сумел обогнуть Ньюфаундленд, но, отправившись на север, встретил на 38° с. ш. сплошные паковые льды, и вынужден был вернуться в Англию.[Spoiler (click to open)]
В 1501 году португальский мореплаватель Гашпар Корте Реал, ранее открывший остров Ньюфаундленд и полуостров Лабрадор, также отправился на поиски Северо-Западного прохода, но его экспедиция пропала без вести[5].
Около 1527 года британский моряк Роберт Торн предложил организовать поиски морского пути в Индию через Северный полюс, но его экспедиция на двух судах, одно из которых погибло между Гренландией и Ньюфаундлендом, не достигла поставленной цели[6].
В 1534 году на поиски прохода отправился бретонский мореплаватель на службе у французского короля Франциска I Жак Картье, сумевший проникнуть в эстуарий реки Святого Лаврентия и открыть в нём залив Шалёр, но далее он так и не продвинулся, а две следующие его экспедиции также окончились неудачей.
В 1574 году поисками прохода заинтересовался английский мореплаватель и капер Мартин Фробишер, знакомый с результатами экспедиции Корте Реала, получивший на это официальную лицензию у Московской торговой компании. Однако все его три экспедиции 1576-1578 годов окончились неудачей, и дальше Баффиновой Земли он так и не продвинулся[7].
В 1585-1587 годах поисками Северо-Западного прохода безуспешно занимался Джон Дейвис, экспедиции которого финансировала лично королева Елизавета I[8].
В 1607-1611 годах отыскать Северо-Западный проход четырежды безуспешно пытался британский мореплаватель Генри Гудзон, экспедиции которого профинансированы были сначала Московской компанией, а затем голландской Ост-Индской компанией.
В 1631-1632 годах столь же безрезультатно пытались найти проход на запад из Гудзонова залива экспедиции под руководством Томаса Джеймса и Люка Фокса[9].
В 1816-1817 годах поисками Северо-Западного прохода со стороны Берингова моря занималась русская кругосветная экспедиция О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик», организованная графом Н. П. Румяцевым, в которой принял участие немецкий ученый, писатель и поэт Адельберт Шамиссо.
В 1818 году британский полярный исследователь Джон Росс, посланный с двумя кораблями для отыскания Северо-западного прохода в Баффинов залив (море Баффина), дойдя по западному берегу Гренландии до 76°54' с. ш., проник в пролив Ланкастер, но далее был остановлен льдами. В ходе своей следующей экспедиции 1829-1833 годов на пароходе «Виктория», он исследовал берега полуострова Бутия, открыл остров Кинг-Уильям и Северный магнитный полюс. Перезимовав в заливе Бутия, он вынужден был на лодках вернутся в пролив Ланкастер, где был принят кораблем, высланным ему на помощь.
В 1819-1820 и 1821-1822 годах две экспедиции в поисках прохода из Атлантического в Тихий океан совершил британский исследователь Вильям Парри. Достигнув в ходе второй из них 81°44' западной долготы, он составил опись берегов моря Баффина, но вынужден был вернуться, не добившись цели.
В 1845-1848 годах при попытке пройти по Северо-Западному морскому пути погибла знаменитая британская экспедиция Джона Франклина. В поисках неё, а также в изучении данного маршрута, принимали участие многие известные мореплаватели и исследователи, в частности Эдуард Ингфилд, Джон Рэй, Френсис Мак-Клинток, Чарльз Френсис Холл.
Проход впервые пройден полностью по воде Руалем Амундсеном на судне «Йоа» в 1903-1906 годах. Роберт Мак-Клур, прошедший его в 1850-1853 годах, проделал часть пути по льду и вернулся в Англию на корабле другой экспедиции.

У одного из основоположников научной фантастики Герберта Уэллса в новелле «Дверь в стене» имеется следующий отрывок:

"Уоллес посмотрел на меня - лицо его осветилось улыбкой.
- Ты когда-нибудь играл со мной в «северо-западный проход»?...
Это была такая игра, продолжал он, в которую каждый ребёнок, наделенный живым воображением, готов играть целые дни напролет. Требовалось отыскать «северо-западный проход» в школу. Дорога туда была простая и хорошо знакомая, но игра состояла в том, чтобы найти какой-нибудь окольный путь. Нужно было выйти из дому на десять минут раньше, завернуть куда-нибудь в сторону и пробраться через незнакомые улицы к своей цели."

Суэцкий канал - бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана (альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км). Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.
Его история в Википедии.

5.



В июле 2015 года Суэцкий канал улучшили построив Новый Суэцкий канал. Новый канал вместе со старым позволяет обеспечить прохождение судов в обоих направлениях на большем количестве участков, что позволит снизить среднее время ожидания с 10-12 до 3 часов. При этом в составе канала всё ещё останутся участки одностороннего движения. Максимальная пропускная способность всего Суэцкого канала увеличится с 49 до 97 кораблей в день. Т.е. 20 000 - 30 000 судов в год.

Статистика ТРАЗИТА по СМП:
  1. 2013 г. - 37 судов
  2. 2014  - 23
  3. 2015 - 18
  4. 2016 - 18  (позже у меня данных нет, но думаю, что 2018 побьёт 2013).
Но это конечно это не все суда, которые работали на акватории СМП.
Еще 12 марта 1897 года на заседании Академии наук вице-адмирал Степан Осипович Макаров сказал: «Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану..."
Именно историко-географическое положение определяет, что СМП больше является нашим внутренним путём, посему основное количество судов идет не транзитом из Тихого океана в Атлантический или наоборот, а ходит между устьями рек, из российских или иностранных портов вне СМП в порты СМП и основной грузопоток, конечно - вывоз природных ископаемых из портов СМП.

Администрация СМП (АСМП) выдаёт разрешения на плавание в акватории СМП. Здесь статистика такова:
  1. 2013 г. -  635 разрешений
  2. 2014 - 631
  3. 2015 - 715
  4. 2016 - 718
  5. 2017 - 662
  6. 2018 - 742
Понятно, что многие суда, получив разрешение, совершают не один рейс в году. Танкеры типа  Ямалмакс, совершают 15-20 рейсов за год. Так что к выданным разрешениям можно прибавить еще 100-200 и получить количество судов выходивших на СМП.

Проходы судов по Северо-западному проходу единичны, это скорее эксперименты, а не судоходство. И это обусловлено вращением Земли и гидрологией Северного Ледовитого океана. На ниже приведенной картинке видно, что лёд не открывает для судоходства в Канадской Арктике легких дорог

6. Лёд от 21-10-2018



В то время, как путь вдоль берегов России даёт возможность безледового плавания.
Именно поэтому на рис. 3 есть суда, а на рис. 4 лишь в Беринговом проливе и у берегов Норвегии.

Мировой океан является глобальной транспортной артерией, по которой осуществляется до 80% общего объема перевозок, следовательно морской транспорт является основной сферой транспортных услуг в международной торговле.
На рисунке 6 хорошо прослеживаются основные пути  судоходства.

7.



Современная торговля держится на строгой логистике. Производители, продавцы и покупатели должны быть уверены в точных и равномерных  по времени и объему доставках  грузов. Именно это не позволяет Северному морскому пути стать серьёзной транспортной артерией, связывающей Атлантический и Тихий океаны. Тразитное судоходство на акватории СМП возможно с июля по декабрь. Да и то - для судов, имеющих ледовый класс, а таких в мире 3-5%.

Подведу итог сказанному.
1. Транзитное  плавание по Северному Ледовитому океану, при существующих гидро-метео факторах, не может являться конкурентом Суэцкому каналу из-за наличия ледового покрова.
2. СМП предоставляет возможность до 5 месяцев в году использовать более короткий путь соединяющий Европу и Юго-восточную Азию. И тут в большей степени - трамповое судоходство. И рост судопотока здесь будет. С развитием инфраструктуры  и улучшением навигационной обеспеченности СМП, освоением судоходными компаниями выгоды от более короткой дороги - судовладельцы будут строить суда ледового класса и пускать их короткой дорогой. Но основной судопоток - это круглогодичные перевозки из/в  российской Арктике.
3. Северо-западный проход. на данном историческом этапе - не пригоден для торгового судоходства. Немаловажным фактором является и отсутствие мощного ледокольного флота у США и Канады, в отличие от России.
4. Суэцкий канал не только теплый путь из ЮВА в Европу, но еще и из Индии в Средиземное и Черные моря и т.п. Соответственно судопоток по нему всегда будет больше, даже если весь лёд в Арктике растает.

мореплавание, Северный морской путь, СПМ vs Суэц, безопасность мореплавания во льдах, судоходство

Previous post Next post
Up