В
рассмотренном выше эволюционном сценарии
мы обошли стороной библейское повествование
о сотворении Евы из ребра Адама:
И
навел Господь
Бог на человека крепкий
сон; и, когда он уснул,
взял одно из ребр его,
и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог
из ребра, взятого у
человека, жену, и привел
ее к человеку. (Быт.2:21,22)
Много
можно рассуждать о том, что именно следует
разуметь под «ребром» из которого сотворена
Ева, и о том до какой степени буквально
следует разуметь текст. Одно только несомненно:
мы не можем его полностью игнорировать,
даже и в рамках эволюционного прочтения.
Может быть, эволюционисты как всегда
будут настаивать на необходимости «небуквального»
и «аллегорического» прочтения, и предлагать
различные варианты того, как всё было
«на самом деле», - всё это, допустимо и
относительно приемлемо (хотя и мало обоснованно).
Но, в любом случае, любая «аллегорическая»
интерпретация никак не должна противоречить
буквальному смыслу. Есть много святоотеческих
текстов, которые настаивают именно на
буквальном толковании, об этом пишет
и Свят. Иоанн Златоуст, и Преп. Ефрем Сирин
и многие другие… Ясное дело, что эта буквальность
уже будет непреодолимым препятствием,
для эволюционного прочтения, но мы возьмем
такой текст, который никак невозможно
упрекнуть в каком либо «буквализме»,
или чрезмерной детализации второстепенных
подробностей.
Святитель
Григорий Богослов, рассуждая об исхождении
Святого Духа, подробно и на различных
примерах из тварного мира показывает,
что кроме рождения могут быть различные
образы происхождения, которые также сохраняют
общность природы - единосущность. В том
числе он говорит и о сотворении человека:
Что
был Адам? - тварь
Божия. А Ева? -
часть этой твари.
А Сиф? - порождение
обоих. Итак не примечаешь
ли, что тварь, часть
и порождение тождественны?
- Как не видеть? - И
единосущны они, или
нет? - Почему же не
так? - Итак признано,
что и различно происшедшие
могут быть одной сущности.
………………... Разве Ева
и Сиф не от одного Адама?
- От кого же иного?
- Или оба они порождены
Адама? - Ни мало. -
А что же такое? - Ева
- часть, а Сиф - порождение.
- Однако же оба они
тождественны между
собою; потому что оба
люди, в чем никто не
будет спорить.[6]
Никак
нельзя сказать, что Григорий Богослов
толкует очень буквально, скорее даже
наоборот. Библейский рассказ рассмотрен
без всякой конкретизации и подробностей,
только абстрактная схема: тварь - часть
- порождение. Адам и Ева созданы Богом,
при этом создание Евы принципиально отличается
от создания Адама. Святитель Григорий
специально подчеркивает принципиальное
различие происхождения первых из людей:
Адам из праха, Ева из Адама, но не рождена,
Сиф, от Адама и Евы рожден. При этом они
имеют одну человеческую природу - они
единосущны. Этот общий смысл библейского
рассказа для Святителя Григория становится
даже иллюстрацией к догмату о Троице,
пояснением Её единосущности при различном
образе происхождения Лиц. Отец - не рожден,
Сын рожден от Отца, Святой Дух от Отца,
но не рожден, а исходит.
Если
же мы будем настаивать на «естественном»
происхождении человеческого тела,
с последующим одухотворением его
от Бога, при всем желании не получается
вписаться даже в такие общие рамки. Происхождение
тела жены Адама в рамках «естественного»
хода вещей приходиться мыслить аналогичным
происхождению тела Адама, из праха, то
есть из обезьяны, или еще какого существа,
которое таким подходящим «прахом» считается.
В
то время как Святитель Григорий
Богослов считает такое различие
происхождений настолько значимым, что
даже берет его в качестве пояснения в
богословском рассуждении о Святой Троице.
Впрочем, его время никто бы не стал сомневаться
в сотворении Адама непосредственно Самим
Творцом из земного праха, а Евы из Адама,
это используется Св.Григорием, как нечто
общеизвестное, для пояснения более высоких
истин. Если же Ева, как и Адам, естественным
путем происходят от животных существ,
тогда и богословское рассуждение Св.Григория
оказывается бессмысленным.