Кажется, это было в Черногории, хотя может быть и в Сербии.Точно не помню. Заходим мы с Эдиком в кафе, узнать можно ли пообедать. На улице дождь, с нас течет, лица в крапинку от грязи. В кафе тепло и довольно сильно накурено. За столиком трое мужчин играют в карты. "Гутен морган",- говорит один из мужчин, щурясь от дыма, бегло оглядев нашу велоодежду и приняв нас за немцев."Но Гутен морган, Руссия",- говорю я в ответ, снимая враз запотевшие желтые очки. Мужчины кладут карты, деловито начинают сдвигать столы, одновременно делая знак хозяину, чтобы тот принёс ещё сливовицы и рюмки."Братья, братья!"- не устают повторять они.
Если бы мы собрались ехать на Балканы заранее, то наверняка взяли бы билеты сразу в Черногорию, и не состоялось бы того волшебного путешествия, которое, несмотря ни на что, мы смогли осуществить. И пускай перелёт в Белград я почти не помню, а то, что помню, не самые лучшие воспоминания в моей жизни. И пусть потом мы провели шесть часов в прокуренном вагоне полупоезда-полуэлектрички и едва живыми вывалились на станции Ужице. И пусть погода нас не очень-то баловала. Всё это мелочи по сравнению с тем ощущением, которое испытываешь бывая в этих краях.
Закупившись в Ужице газом, продуктами и собрав велосипеды, мы взяли курс на Мокру Гору. Поначалу дорога была сплошное огорчение, с нехилым трафиком, но вскоре мы свернули с трассы и автомобили почти исчезли. Перед самой Мокра Горой мы делаем попытку срезать часть пути по строящемуся тоннелю. Рабочие, узнав что мы из России, сразу согласились пропустить нас, а один даже взялся сопровождать. Но когда до выхода из тоннеля осталось буквально двадцать метров, появился какой-то бригадир, который, как видно жутко гордился своей микровластью в этом подземелье. Чудак буквально грудью закрыл проход и нам пришлось вернуться.
Этнодеревня, построенная по замыслу Эмира Кустурицы, именуется Мечавник. Уже на подъездах чувствуется приближение к очагу массового туризма. При всем уважении к МАСТЕРУ, мне место показалось достаточно попсовым. Много народа, сувениры, рестораны...Вадик же, глядя в глаза охраннику, вдруг завопил :"Ты хочешь сказать, что в этой дыре живет Кустурица?!" Охранник так смутился, что скрылся в каморке и мы прошли бесплатно.
В первую очередь, мы заглянули в галерею, где, посмотрев всего несколько работ, сразу складывается впечатление о взглядах сербов на мировую политику.
Вадик не мог равнодушно взирать на обнаженную Кондолизу.
А это фрагмент эпического полотна, где легко узнать действующих лиц, в том числе и самого дядю Эмира.
В общем, нормальная деревенька, есть где прогуляться и чему улыбнуться. Но почему-то после ее посещения, мне перехотелось посетить станцию Голубичи, где снимался фильм "Жизнь как чудо". Первая палаточная ночь прошла на окраине деревни Мокра Гора, недалеко от дороги, где, впрочем, движения не наблюдалось.
Утром пасмурно, но дождя нет и не холодно. Краткие формальности на границе и мы оказываемся в прекрасной Боснии. Виды вокруг резко меняются, а знаменитая узкоколейка идет иногда параллельно дороге.
Но в основном все-таки по другому берегу реки. Поражает огромное количество тоннелей, и невольно думаешь о том, сколько усилий стоило построить эту дорогу,непонятно для чего пригодную в наше время, кроме катания туристов.
Мы то и дело останавливаемся, чтобы полюбоваться ущельем и горной речушкой шумящей внизу.
Вскоре дорога приводит нас в широкую долину, где тут и там разбросаны домики и пасутся овцы. Кругом такой покой и тишина, что трудно представить, что ещё недавно здесь шла война.
На обочине дороги, увидев вот такую крохотную церквушку, мы долго гадали о её предназначении. Но так ничего и не придумали, а спросить было не у кого, вокруг ни души.
Дотянув до места, которое условно можно назвать перевалом, мы понеслись на безумной скорости вниз, к границе. Так, незаметно для себя, мы проехали тот небольшой участок Боснии и Герцеговины, по которому был проложен маршрут, вновь пересекли границу и вернулись в Сербию.
Местечко с прекрасным названием Баня это не только уникальный монастырь, но и больнеологический курорт, где прямо из гор течет горячая вода и устроены купальни. Было бы преступлением не зделать здесь полудневку. Познакомившись с бывшим учителем русского языка, который стал нашим гидом,мы посетили монастырскую службу, ризницу, ну и конечно поплавали в термальном бассейне, который был полностью нашим в течение часа. Кайф невероятный!
Утром незнакомые нам люди, узнав у хозяина дома, что у него остановились на ночлег русские, принесли нам к завтраку сосисок. Было немного жаль покидать это гостеприимное место, но нас ждала дорога. После отдыха ехать было легко и приятно, да и виды вокруг не переставали радовать.
Мы довольно быстро приближались к границе с Черногорией. По пути все, а в особенности Вадя, развлекались сбором разных фруктов, растущих прямо у дороги.
Чуть поплутав, мы проехали городок .... и стали работать в подъем, которому, казалось, не будет конца. Становилось прохладно от набора высоты, в плейере я прослушал все любимые песни, а перевала все не было. Наградой за труды был штамп Montenegro в наших паспортах и спуск, который обещал быть безумной длины.
Хлестал ледяной дождь, и одетые во всё штормовое мы мчались вниз. С потерей высоты, как всегда, становилось теплее. А уж после посещения уютнейшего кафе мы и вовсе разомлели. Хорошо ещё педали не нужно было крутить, дорога несколько часов шла всё время вниз. Остановившись лагерем в темноте, мы развели традиционный костёр, без которого и поход не поход.
Утром мы обнаружили, что стоим в очень даже живописном месте. А ещё в это утро я понял, что полностью адаптировался к дождливой погоде, мало того, мне она стала нравиться.
Да и асфальт, которого раньше я старался избегать, здесь не напрягал совершенно. Во первых совсем не было машин, во-вторых, кругом была такая красота и умиротворение, что ничего не могло грузить в принципе. Тем не менее, я помнил о просьбах Лёхи и Эдика и искал возможность уйти на грунт. И ушёл!
Свернув с относительно крупной дороги, мы вначале двигались по узкой асфальтовой дорожке, проложенной в сосновом бору.
Затем начался долгожданный грунт, и он был прекрасен. Накатистый, без грязи. Правда, вот шёл почему-то жутко долго вверх и на карте не был обозначен. А так очень классная езда.
Мы двигались практически наугад, сохраняя правильным только направление, и дорога дарила нам сюрприз за сюрпризом.
Дело в том, что дорог, по которым мы передвигались, действительно не было на нашей замечательной карте. Пришлось забыть про неё, а заодно и про GPS, и прибегнуть к старому, проверенному способу - опросу местного населения. Первая пара местных дядек в продавнице (магазине) дала весьма пространный совет. Они были уверены, что поехав по любой из дорог, мы все равно приедем куда надо.
Мы выбрали самую набитую дорогу, но.. иногда не нужно никаких карт и навигационных приборов, чтобы понять, что едешь не туда. Это был именно тот случай. Мы вернулись и переговорив с молодым парнем, прекрасно знающим английский, выяснили, что поехав по оставленной нами дороге, мы бы ехали около 100 км по жесткой пересеченке до нужного нам каньона реки Тара. Он указал нам прекрасную дорогу, спуск по которой вывел нас из леса в широкую долину.
Всё складывалось прекрасно! Жизнь налаживалась! Каньон был близок, а значит мы опять входили в график, от которого начали было отставать, плутая по лесу.
Перед спуском в каньон мы ещё немного полюбовались видами, а потом понеслись по пустой дороге, перекрывая все личные рекорды скорости.
Спустившись до моста, мы заметили указатель на базу рафтеров, где, предварительно закупившись пивом, мы и решили переночевать.
Крохотные домики базы многим рафтерам заменяют палатки и напоминают жилища гномов. Мы предпочли свои палатки, приняли наконец горячий душ и до глубокой ночи сидели у костра, иногда развлекаясь попытками выкурить из укрытия сбежавшего скорпиона.
Рано утром мы поднялись к мосту, ещё раз полюбовались рекой Тарой и начали подъем к горнолыжному курорту Жабляк. Подъем оказался отнюдь не таким уж длинным и утомительным, каким он был описан на одном из велосайтов. А может, мы просто набрали нужную форму.
Cам Жабляк не произвел ровно никакого впечатления, а вот дорога, идущая через самое сердце нацпарка Дурмитор, это что-то. Затяжные,но не сложные подъемы, скоростные спуски, виды вокруг... полная гармония и мечта велопутешественника.
Было довольно прохладно, но без дождя. Горы в разрывах тумана выглядели потрясающе.
Ваде Рэю на велосипеде, прозванном за отсутствие каких-либо ходовых качеств "Чугунка", подъемы давались крайне тяжело. Не спасала даже прекрасная спортивная форма. Поэтому он периодически шёл пешком, а иногда и попросту срезал петли серпантина, сокращая таким образом путь.
У меня было ощущение, что я плыву среди гор и облаков, такого мне до сих пор не приходилось испытывать.
В какой-то момент, мне показалось, что туча буквально зацепилась за вершину, и не успел я об этом подумать как ливанул неожиданно сильный, ледяной дождь. Стоять при такой погоде на одном месте, даже короткое время, противопоказано, можно здорово промерзнуть. В таких ситуациях лучше ехать и желательно в гору, чтобы согреться.
На очередном перевальчике открылся вид на долину и стало ясно, что езды в гору не будет очень долго. Дождь к тому времени прошел и стало значительно веселей спускаться.
На этой дороге я потерял чувство реальности происходящего. Было такое ощущение, что всё происходит не со мной или как будто я смотрю кино. Полностью закрытому от дождя и ветра мне было тепло и уютно, и мой велосипед, почти бесшумно нёс меня в долину.
Всё чаще стали попадаться деревеньки и табуны лошадей. В одной бедной деревушке даже был кемпинг с деревянными домиками, но цена, несмотря на убогие условия, была великовата. Недолго думая, мы отошли от деревни в лес и нашли очень уютную стоянку.
Утром потеря высоты продолжалась, становилось слегка теплее, несмотря на дождик. Сначала дорога петляла по лесу, а затем пошла по высокому берегу озера.
Изюминкой этого участка безусловно являются тоннели.
В основном они были короткие, но попадались и такие, где "свет в конце" появлялся не сразу.
Очень необычная езда. Полная темнота, перемежаемая кайфовыми пейзажами. Дорога теперь шла строго на юг, а значит к морю. Если бы мы продолжали и дальше двигаться по крупной и всё более оживлённой дороге, мы могли бы к вечеру уже быть,например, в Будве, но мы сделали маневр, уйдя с трассы и сделав ночёвку, с утра двинули на Котор, по пустынной и весьма необычной дороге.
Если вчерашний вечер был настолько дождливым, что мы не смогли даже развести традиционный костёр, то утро и весь последующий день был просто подарком за труды. Впервые появилось желание раздеться и ехать по летнему.
Казалось, вот-вот покажется море, особенно после особо крутого подъема на перевал. Но и на этот раз вид был красивым, но не морским.
А если посмотреть в противоположную сторону, то был виден почти весь наш дневной путь.
GPS показывал, что до моря оставалась пара километров, а высота по прежнему была на уровне 1100 м. Это говорило только об одном - спуск будет весёлым.
И вот наконец, почти сразу после церквушки, начался долгожданный спуск. Скажу сразу, он превзошёл все ожидания.
Вадик начал было считать повороты, но, насчитав шестьдесят восемь, бросил. А ведь это было только самое начало! Под нами лежала Которская бухта, к которой мы стремительно приближались. Потеряв километр высоты, мы оказались в лете. Поиски жилья были недолгими. Замечательные люди Андрей и Марина приметили нас и предложили жить у них бесплатно. Это было невероятным подарком в конце нашего непростого пути. Спасибо вам ещё раз ребята!
А дальше было то, что обычно бывает после того, как поход окончен, а три дня до самолёта ещё есть.
Вечером мы, предварительно обойдя местные магазинчики, полезли на крепостную стену.
С утра, чтобы ожить, мы с Вадей делали зарядку и купались.
Днём гуляли по Старому городу, который удивительно красив и необычен.
Я впал в фотографический транс и снимал всё подряд. Например, окна.
Cтены.
Фонари.
Ворота.
И вообще всё вокруг.
В конце второго дня, по настоятельной просьбе Эдика, мы втроём отправились на поиски открытого моря, а Вадя полез на скалу в поисках пещеры. Море, а точнее выход к нему, мы нашли ,потеряв правда, по дороге Эдика. А Вадя вернулся с нехилым зарядом адреналина, едва не сорвавшись с отвесной скалы.
На берегу моря мы с Лёхой обнаружили остатки военной части и нашли чудесную, по всей видимости пожарную, каску.
Жаль было покидать уютный Которский залив, но нам пора было уезжать.
А на следующей день мы были снова в Белграде, по которому тоже удалось немного погулять.
На этом наша сентябрьская вылазка на Балканы закончилась, но осталось желание вновь посетить эти замечательные края.
VELOPUNK CLUB им. Глеба Травина