Вопросы Этики в горах. Часть 1

Oct 09, 2015 13:34



"Я альпинизм рассматриваю, как уникальную школу делания Человека. Не только сам процесс восхождения. Восхождение - пик, который воспитывает мужество, спортивные качества и т.д. Но есть ещё взаимообщение, взаимообогащение. Это воспитывала культура советского периода.

Делание Человека: умение принимать решение в экстремальных ситуациях при недостатке информации. Это навык, который может пригодиться в любом деле. Те люди, которые прошли школу альпинизма, в обществе, в основном, успешные. Они свои навыки используют в обычной жизни.

Они обладают лучшими качествами. Не говорю, что они идеальные, но, во всяком случае, если взять среднестатистические группы людей: прошедших школу альпинизма и тех, кто не прошёл её, то первые в качественном отношении будут сильно отличаться.

Один из аспектов альпинизма - эффективный способ воспитания людей, подготовки к разным ситуациям, моделям существования. Делание людей высокого качества, высокой пробы. Этот момент утрачивает позиции. Мы пытаемся в этом плане двигаться, использовать предоставляющиеся возможности.

Горы - уникальная среда, чтобы поправить мозги людям любого уровня".

Иван Трофимович Душарин
Он же на верхнем фото.

- Иван Трофимович, Вы сталкивались с ситуацией, когда человеку или группе, оказавшейся в угрожающей жизни ситуации, могут не прийти на помощь?

- Да. В 1992 году наша группа поднялась на вершину, следом подошла коммерческая экспедиция. Пока мы снимали фото и видео с флагом России, они повернули на спуск раньше нас.
И вот мы спускаемся со Ступени Хиллари, я подхожу к краю стены и вижу: внизу на снегу лежит человек, пристегнутый к перилам, около него хлопочет еще один, а остальные уходят. Когда мы спустились, и хлопотавший ушел. Подходит наша группа, и тут лежащий человек обращается к нам по-английски: я, мол, узнал вас, вы русские, только вы можете меня спасти, помогите.

Я говорю: «Вот его товарищ только что отошел, сейчас мы его догоним и спросим, что случилось». Мы пошли, а лежащий закричал, что мы бросаем его, посылал проклятия… Догоняем его товарища уже у южной вершины, где у нас запасные кислородные баллоны. «А он обречен, - отвечает тот, - у него нет кислорода». Я говорю напарнику Андрею Волкову: мы можем поделиться запасом, нам не хватит на спуск, но мы нормально себя чувствуем и 200-300 метров спустимся без кислорода. Он: «Все, Иван, я понял». Тут же отсоединили один из баллонов, проверили, где кислорода достаточно для спуска. И они пошли к умирающему, а я остался ждать. Минут через 15-20 Андрей возвращается. «Все нормально, - говорит, - дал ему кислород, он ожил, сам спустится». Потом выяснилось, что это был гид американской коммерческой экспедиции. Видимо, спасая клиента, он отдал ему кислород, надеясь на то, что сам сможет спуститься и без баллона, но не хватило сил.

- Почему те, кто отказывается от спасения людей, принимают такое решение?

- Проблема в физической невозможности спасти. Когда вы достигаете высоты 7500-8000 метров, возможности человека очень сильно снижаются, и он вынужден просто бороться за свою жизнь. Иногда спасение одного может привести к гибели нескольких человек. Все, кто побывал там, на космической высоте, это понимают.
Проходящие мимо умирающего отказывают ему в помощи не потому, что им так хочется, а просто потому, что не в состоянии это сделать. Часто бывает, что люди просто не способны оказать помощь, поскольку сами пошли на высоту, не имея должного уровня подготовки. Коммерческий альпинизм позволяет им такую попытку совершить с помощью профессионалов, но не обеспечивает техническую безопасность подъема. Горы, особенно высокие, - стихия, жесткая, сложная и непредсказуемая, об этом нужно помнить всегда.

продолжение следует...




Follow @DmitriyRaevskiy

Душарин, горы, этика, Эверест

Previous post Next post
Up