Один мой жжешный френд очень любит своего маленького сына и воспитывает его... Ну так как надо воспитывает.
Привожу его пост о том, как он придумал устраивать для парня приключения. Может каждый, отдача - вечная любовь ребенка!
Будем учиться делать детей счачтливыми )))
Оригинал взят у
denis_a_davydov в
Как создать классное приключение для ребенка. Мужской рецепт. Бетта версия ) Добрый день!
Мы много гуляем с сыном и делаем это весьма активно.
Поэтому расскажу как я обычно разрабатываю и реализую программу приключений.
Многие вещи могут и должны показаться спорными, тут вопрос индивидуальный.
Но я пишу только о том, в чем убедился на жизненном опыте. Никаких теорий, только практика, только хардкор. )
В прошлый раз меня обвинили в сексизме и морализаторстве, эта версия статьи призвана миновать все острые углы и больные мозоли читателей. )
Итак, поехали.
Сразу сознаюсь, что я сторонник интенсивного гуляния, так как считаю, что это помогает переключиться, расслабиться, разобраться с кучей заморочек и приобщиться к чему-то стоящему.
I. Зачем мы "приключаемся"?
- возможность почувствовать "настоящую" жизнь
- совместные яркие впечатления
- усиление связи родитель-ребенок
- здоровье лишним не будет
- формирование и укрепления характера
- полезные навыки и опыт
II. Наш регламент
9-00 - 9-30 - дорога до места (авто)
Важно, чтобы до места нужно было ехать. Это позволяет правильно настроиться и увлечь ребенка. Главное, чтобы дорога обратно не затянулось, так как спящий ребенок в машине это невыспавшийся ребенок дома.
9-30 - 10-00 - движение к цели (труднопроходимая местность обычно, что)
Приключение, которое начинается рядом с машиной или в людном месте это не очень круто. Именно дорога до места может стать главным, что запомнится. Поэтому обычно я использую крутые спуски по откосам или живописные буреломы. Это еще более полезно тем, что обычно там можно найти укромную и очень уютную полянку, для основного действа.
10-00 - 11-00 - основная программа (костры, перекусы, байки, обучалки)
Тут, вопрос вашей фантазии. Более подробно опишу далее.
11-00 - 11-30 - движение к машине (можно по дорогам)
Обратная дорога это особая прелесть. Уже есть, что вспомнить и о чем помечтать.
Обычно мы строим планы на следующие выходные, обсуждаем острые моменты приключения, я провожу всякие полезные обучалки по ориентированию, природоведению и.т.п.. Главное, не нудно, а в тему. Я слушаю настроение ребенка, поэтому обычно получается не создать передоза информации.
11-30-12-00 - дорога домой
Общаемся, учим новые песни. Главное, не дать заснуть :)
Реально мы каждый раз приходим домой не раньше 13 часов. Сил как раз хватает доползти до кроватки обоим :)
III. Как я придумываю приключение?
1. Определяю место проведения
Правильно подобранное место играет очень большое значение.
Да, у детей фантазия позволяет даже в комнате создать джунгли или затерянный город и поверить в это.
Но гораздо более мощный эффект можно получить, если окружающая местность и сооружения подходят под легенду.
Это все равно что игра "форт боярд" в офисе или в настоящем форте. Разные вещи.
Поэтому я заранее изучаю карту интересных мест, старинных или природных объектов, иногда провожу разведку местности заранее, но обычно полагаюсь на хороший опыт и интуицию.
Собственно,вы проводите таким образом урок краеведения или природоведения, что уже само по себе интересно.
Поэтому я стараюсь не лениться, а почитать материалы в общем и целом, чтобы расширить кругозор ребенку.
Мои обязательные критерии:
- должно быть красиво, чтобы душа раскрылась
- наличие природного рельефа (овраги, горки, реки), он создает напряжение
- живая природа без присутствия человека, она обладает особым волшебством и чистотой
Поэтому лучше лес, чем парк. Лучше дальний край парка, чем ближний. Лучше на горе, чем на ровном месте. Лучше в чаще, чем на открытом месте. Лучше сосны, чем лиственные. и.т.д.
Мы бродили по пещерам, по старым крепостям, по буреломам, по оврагам, по незнакомым районам города, по маленьким городкам и деревням, по полям и.т.д..
Россия велика, есть что посмотреть.
Если интересный район далеко, то мы едем к друзьям за город и от них уже отправляемся в путь. Это приключение в квадрате, так как мы еще и ночуем в новом месте. )
2. Придумываю сюжет
На это мало кто обращает внимание, но штука крайне полезная.
Легенды могут быть вообще любые, по сути точка входа это то, чем сейчас ребенок интересуется.
Навигационные сюжеты
Отлично работает поиск истока ручья или маленькой речушки, или древнего дуба в четыре обхвата в правильно выбранном лесу совершенно реально, или дерева подбитого молнией, или других местных природных и не только достопримечательностей.
Главное, подучить историю
Целевые задания
Когда есть карта или описание места, то можно смело искать клады, устраивать раскопки динозавров, ходить за нужной древесиной для деревянного меча или лука, например.
Главное, что нужно заранее эту карту сделать. Ребенок может и не разберется, но если учесть обучающий принцип, то стоит его поучить работать с картой хотя бы на азах.
Распечатки с гугла на крайний вариант будут полезны и добавят серьезности игре )
Сказочные сюжеты
Всякие волшебные причиндалы, которыми сейчас увлечен ребенок.
Спуск в пещеру, в которой когда-то водился дракон и отыскание его зуба.
Посещение чащи леса, где совершенно точно живет Лесовик.
Избушка деда Мороза - святое
Поиск гранитного валуна, который наверняка лежал на пути трех богатырей.
Мне помогает обширный багаж литературной классики приключений. Всплывает из подсознания, так сказать. )
Лирическое отступление. Автор думу думает.
Просто гуляние ради гуляния, это как жизнь ради жизни. Не имеет смысла.
Я считаю, что у человека должна быть цель, должна быть мечта.
Было бы здорово, если мой ребенок научился не только мечтать по-настоящему, но и претворять свои мечты.
Поэтому стараюсь, чтобы каждое приключение или путешествие имело какой-то смысл. Чтобы приключение для него было больше "по-настоящему", чем "понарошку".
Я считаю, что в детстве в играх должно присутствовать волшебство, тайна, сказка, вызов, подвиг.
Может я так и не вырос, но все это продолжает присутствовать в моей жизни и поддерживает мотивацию даже в трудовой деятельности.
У каждого есть свои особенности воспитания, считаю, что чем выше цели мы ставим, чем больше волшебства допускаем в свою жизнь, тем гибче становится наше сознание, тем больше мы способны ухватить, тем эффективнее и радостнее мы становимся в жизни.
Вопрос в том, насколько это применимо к детям?
Я считаю, что в разумной дозировке это помогает развитию ребенка.
Но вопрос настолько же спорный, как и вопрос прививок для детей.
Тут каждый выбирает сам.
Мои обязательные критерии:
1. Вера.
Нужно верить. Пусть вчера на работе были серьезные проблемы, но сегодня они иллюзия.
Сегодня я проводник в мир приключений. И этот мир более настоящий и живой, чем все мои житейские трудности.
Я в таких случаях, просто очень активно ищу в себе внутреннего ребенка, который радостно ждет новых открытий и настоящих приключений.
Много раз замечал, что когда с нами идет кто-то, кому все это неинтересно, или человек просто не в настроение, то он очень легко подрывает нужный настрой.
Поэтому я очень внимательно отбираю компаньонов для приключения.
Это как команда в серьезном походе. От нее зависит всё.
2. Погружение
Еще с детства я заметил, что важнее не сам праздник, а ожидание праздника.
Это как в горах. Важна не возможность постоять на вершине, важен путь к этой горе.
Это когда процесс, важнее результата.
Поэтому я стараюсь заранее подготовить ребенка к путешествию, вместе обсудить куда отправимся, подготовить снаряжение, проникнуться легендой, если есть, потренироваться.
В общем в течение недели есть чем заняться)
Как следствие, я заметил, что чем сильнее мы ждем этого дня, тем больше остаточная ценность этого опыта, тем больше уроков он извлекает и тем лучше помнит выводы сделанные.
3. Динамика
Я понял, что процесс игры не должен быть расслабленным. Нужна обязательная смена ритма. То нужно бежать к определенному времени, чтобы успеть "попасть к старому дубу в полдень", то наоборот отыскать тихое мест и замереть в ожидании, чтобы прислушаться к голосам леса.
В такие моменты, для меня особенно удивительно, когда в сыне проявляются качества взрослого мужчины. Решительность, смелость, упорство. Такое впечатление, как будто в нем уже все заложено, просто условия стали пригодны для того, чтобы они проявились.
3. Главное событие:
Поиск артефакта/особого места -> главное действие -> возвращение
Здесь все просто.
Я выбираю наиболее труднодоступную точку. Добираться к ней обязательно должно быть непросто. Тогда ребенку запомнится и будет ценить.
После этого определяете маршрут.
Собственно по прибытию на данное место происходят основные события: что-то ищем, делаем, жгем костер и.т.п.
Еще я заметил, важно, чтобы что-то осталось на память.
Желудь, шишка, камень, палка из костра - что-то тащим с собой на память домой.
У нас на подоконнике целая коллекция трофеев, каждый из которых позволяет вспомнить о приключениях.
Также мы часто используем эффект времени.
Когда понимаешь, что в полдень карета превратится в тыкву и волшебство исчезнет, это очень мотивирует и настраивает на активные действия.
4. Моя обязательная программа:
- подвиг родителя
Крайне важный этап на мой взгляд.
Это возможность проявить героическую натуру и стать для ребенка примером.
Укрепление позиций папы всегда полезно )
- взаимовыручка
В течение игры мы постоянно приходим друг другу на помощь, действуем как напарники. При чем я стараюсь, чтобы помощь сына была совершенно реальной, чтобы он чувствовал полезность своих действий
Конечно, тут важно не поменяться с ребенком ролями, не взвалить на него ответственность взрослого.
- неожиданная ситуация
Например, мы катаемся на лыжах и периодически заезжаем в труднодоступные места с крутыми участками, которые сами по себе непростое испытание. Я моделирую неожиданную ситуация, например, отстегнулась лыжа и мне нужна помощь.
Мой опыт показывает, что совместное преодоление в подобной ситуации очень укрепляет веру в друг друга и собственные силы. Характер укрепляется.
Опять же без фанатизма, главное.
- расширение кругозора
Очень полезно делиться знаниями и навыками.
Тут полезно все: и уроки географии в школе, и краеведение, и биология, и реальный опыт.
Где встает солнце, как ориентироваться, почему тает снег, как правильно спускаться с горы, как дышать при подъеме, почему листья зеленые, а небо голубое и.т.п.
Главное, я слежу за тем, чтобы мой багаж знаний не убил волшебство игры и не перегрузил ребенка. Это не должен быть кружок юного энциклопедиста. :)
5. Дорога домой
Обратная дорога для меня это отличный повод насладиться атмосферой.
Обычно тут мало разговоров, взаимопонимание и чувство родства без слов.
Тем не менее я стараюсь расспросить что запомнилось, что он вынес, что показалось ему важным, что впечатлило. Некоторые вещи из области знаний и навыков спрашиваю спусти несколько дней, чтобы это осело в памяти уже надежно.
Наш обязательный минимум:
- испачкаться и отмыться
- преодолеть страх и помочь папе выбраться из трудной ситуации
- разжечь костер и пожарить хлеб, правильно затушить костер
- съесть припасы, которая мама дала с собой и ненамусорить в лесу
- заблудиться и найтись
- сделать так, чтобы все пошло не по плану и придумать новый план
- тащить припасы и принадлежности для костра в рюкзаке сына
- потерять какую-нибудь важную штуку (папин телефон) и найти
- пообщаться с природой и получить ответе по возможности
- принести на память какой-нибудь сувенир
Всем спасибо и удачи, ваш Д.Д.
P.S. Кому больше понравилась предыдущая версия, то велкам
http://denis-a-davydov.livejournal.com/5598.html Follow @DmitriyRaevskiy