Рецепт хорошего учителя

Mar 06, 2017 01:27

Да простят меня методисты, случайно прочитавшие эту запись, но я с уверенностью заявляю: методика - вторична. Будь учитель первоклассным методистом, который использует на своих уроках разные приёмы, он всё равно будет никем в глазах детей, если они не увидят, что он Личность. Только личность учителя может заставить ребёнка учить тот или иной предмет. Двойки и звонки родителям имеют кратковременный эффект. Личность - постоянный.



Я убежден, что далеко не каждый человек способен стать учителем. Даже если он учится в педагогическом университете. Даже если на одни пятерки. Можно вызубрить всю тетрадь по методике, но если ты гнилой человек, то ты обречен на провал. Повторюсь: учитель должен быть Личностью.

Видел учительницу, которая не работает по методике. И тут я должен был бы сказать, что дети её всё равно любят, но нет. Они её ненавидят. Потому что она их ненавидит. И учительница этого не скрывает. Даже процитирую её: «Я вас ненавижу, твари!»

Видел учительницу, которая является первоклассным методистом. Я был в восторге от неё. А дети нет. На самом деле для меня остаётся эта ненависть загадкой, потому что она к ним относилась хорошо. Разве что голос повышала периодически, но вполне оправдано, чтоб поддержать дисциплину.

И видел учителя, который, по ощущениям, из методических приёмов знает только беседу. Но дети его обожают, дети его слушают, дети выполняют его задания. В чём дело? В личности человека!

Это, конечно, легко сказать: «Надо быть Личностью!», - но возникает вопрос: какой личностью? Как по мне, всё просто. Личность учителя должна состоять из трёх компонентов: веры, надежды, любви.

Начну с последнего. Любовь. Учитель должен любить детей. Дети это чувствуют. Когда я учился в школе, мы на каждом уроке спрашивали учительницу: «А кто у Вас любимый ученик?» И получали один и тот же ответ: «Я вас всех ненавижу одинаково!» Но мы всё равно понимали, что она нас любит, хоть она об этом ни разу не сказала. И потому мы любили её. И я удивляюсь, когда вижу учителей, ненавидящих детей. Зачем же вы пошли в школу? Отравлять жизнь самим себе?

Надежда. Учитель должен надеяться, что он что-то вкладывает в детей. Что он как-то повлияет на них с положительной точки зрения. Надеяться, что когда-нибудь Вася Пупкин из 7«Б» вспомнит тебя, Марь Иванна, и скажет, что ты направила его в нужное русло. Надеяться, что работаешь не вхолостую, а делаешь из каждого ученика Человека.

Вера. Учитель должен верить в то, что говорит. Это самое главное. Я смутно представляю, как это может проявляться в естественных науках, потому что сам являюсь филологом. Потому буду говорить с точки зрения литератора: когда ты рассказываешь ученику о моральных ценностях, то ты должен говорить об этом потому, что сам так считаешь, а не потому, что так написано в твоей методичке. Если ты говоришь о чести, изучая «Капитанскую дочку», то и разделяй взгляды Пушкина. Если же для тебя слово «честь» пустое, то как ты можешь и как ты смеешь о ней говорить с детьми?

Учитель - это не профессия, а призвание. Как жаль, что сейчас для многих работа в школе является лишь средством заработка, но как же всё-таки хорошо, что среди учителей ещё есть Личности.


Школа

Previous post Next post
Up