Богдан

Jul 20, 2011 11:37

"Таким меня напишут живописцы, таким отдадут истории… Обо мне написано столько книг, что невозможно не только прочесть, но даже сосчитать. Единственный, кто мог объять все написанное, - я сам. Я мог бы сказать этим людям все, что думаю об их нечистых намерениях, нечестных приемах, фальшивом пафосе, безрассудном гневе, безграничной хвале и еще большей хуле. Но я буду молчать. Скажу лишь, что на самом деле я никогда не был таким бравым и молодцеватым, каким меня кое-кто рисовал. Я шел тяжко, не облекал себя в шелка и оксамиты, булава лежала на плече камнем, был я стар, изнурен, измучен горем. И бессилен…"

Павло Загребельный, «Я, Богдан»

Богдан, Богдан… А точнее - Богдан-Зиновий Хмельницкий, сын Михайла - соратника прославленного коронного гетмана Станислава Жолкевского, руський шляхтич герба Абданк, старые рода, кипучая кровь…

Еще не «бунтовщик», а доверенный человек короля, реестровый козак, участник войн Речи Посполитой против Московии и турков; талантливый полководец, командующий козацким отрядом при осаде Дюнкерка…

Еще не «икона» национально-освободительной войны, потому что еще нет никакого «национального освобождения», а есть нанесенная обида и шляхетский гонор, неверная жена и разграбленный хутор… Есть поиск справедливости и король - заложник существующий политической системы. И единственный ответ, который он может дать: «У тебя есть сабля…» А еще есть окончившаяся Тридцатилетняя война и козаки, ставшие вдруг безработными, наводняющие Речь Посполиту. И снова встающий вопрос о численности реестра и о том, кому возвращаться в крестьяне - после десятилетий, проведенных на театре военных действий, после десятилетий службы и добычи…

Это потом, годы, века спустя вокруг восстания появится пропагандистский ореол «национального освобождения». Но пока есть личные счеты с Чаплинским, Запорожское войско без дела и помощь Крымского ханства… И есть обоюдное презрение к «холопам» - как со стороны ляхов, так и со стороны козаков. И есть угнанные татарами в плен украинцы - в качестве платы за помощь. И есть единый народ, и выступление, пока не переросшее в гражданскую войну… Есть хоругвь, с аббревиатурой «Б. Х. Г. Е. К.МЛС. В. З.» - Богдан Хмельницкий - Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского…

И все еще можно решить, еще можно…

Но, конечно, есть много «человеческого фактора» - в самом "батьке-Хмеле", в противостоящем ему брату по крови, русине, Иеремии Вишневецком, в спесивости части шляхты и настрое на подавление очередного бунта, в смерти короля Владислава…

Есть большие амбиции и дипломатическая игра на несколько фронтов; есть смерть в разгар многоходовой комбинации, и дети, не наследующие размаха отцов…

И есть нарастающее ожесточение внутри общей страны, предопределившее ее падение и раздел; и напирающая с северо-востока Московия со своими ордынскими порядками, и Руина, что продолжается по сегодня; Руина, которой даже не снилось шляхтичу древнего герба Абданк тогда - утром 1647 года по дороге на Варшаву.

«Ой, Богдане, Богданочку, як би була знала -у колисці б придушила, під серцем приспала…»

Украина

Previous post Next post
Up