Стремление к счастью в контексте коммунизма и либерализма

Mar 01, 2011 09:11

Пожалуй, нет идеологии, которая настолько цинично использовала бы стремление человека к счастью, как это делает коммунизм.


Чтобы избежать обвинений в «либерастической пропаганде» сразу внесу ясность: большинство людей в современном либеральном мире действительно заняты унизительно-бессмысленным трудом. И унизительность его именно в бессмысленности - бренд-менеджеры и маркетологи, копирайтеры и аккаунты, богема и шоу-бизнес - имя им легион - те люди, без которых мироздание вполне могло бы обойтись. Внутреннее осознание этого факта и наполняет жизнь «офисного планктона» смутным беспокойством. В этом плане коммунизму есть что предложить. Строители светлого будущего, коими являются все коммунисты (начиная от Спарты и заканчивая КНДР), предлагают людям смысл: своим беспримерным трудом обеспечить счастье грядущих поколений. А дальше начинается цинизм.

Дело в том, что обещанное счастливое завтра никогда не наступает. По крайней мере, исторических примеров, где счастье было бы достигнуто и продержалось дольше жизни одного поколения, нет. Слишком большая поучается цена: несколько поколений в прямом смысле слова «унавоживают» собою почву истории ради того, чтобы кто-то впоследствии (внуки или даже правнуки) недолго пожил хорошо. Причем заметим: относительно хорошо. Нужно и так быть человеком большого «внутреннего подвига», чтобы направить свою единственную жизнь (обойдемся здесь без метафизики - считаем, что единственную) на обеспечения не своего собственного счастья, а счастья своих детей. Но когда речь и вовсе заходит о внуках (а то и правнуках) - временная дистанция оказывается слишком большой для простого человеческого ума.

К тому же, рано или поздно оказывается, что весь «беспримерный подвиг» нужен был только для того, чтобы обеспечить процветание небольшой верхушки «керманычей». Романтический ореол строителей БАМа спадает и человек обнаруживает себя в глухом моно-городке, где и у него, и у его детей с внуками, оказывается, по сути, только одна перспектива. И та зависит от планового отдела. В качестве компенсации система предлагает человеку набор социальных льгот - недостаточных для нормальной жизни, но адекватных для предупреждения социальных взрывов. Насколько реальная перспектива в конечном итоге оказывается далекой от нарисованной, можно увидеть, проехавшись по Донецкой или Луганской областям с их обильным промышленным наследием коммунистического прошлого. В самом слове «рабпоселок» уже находится ключ к пониманию подлинных устремлений такой системы.

Естественно, что индивидуальное стремление к счастью в ней не поощряется - отдельно счастливый здесь и сейчас человек на фоне строителей «светлого завтра» ощутимо расхолаживает последних. Когда-то меня довольно сильно поразила строка из песни «Надежда мой компас земной» про то, что только спокойным и упрямым жизнь, время от времени, будет присылать «скупые телеграммы радости». Я тогда задался вопросом: а почему эти телеграммы должны быть непременно скупыми? Что мешает обильной радости? Приведенные выше размышления отвечают, пожалуй, на этот вопрос. И люди, которые восхищаются «индустриальным рывком коммунистического Китая» вряд ли по-настоящему хотят знать о том, какую цену платит своей жизнью обычный китаец за этот рывок. И уж тем более не хотят оказаться на его месте. Точно так же, как не хотят оказаться, скажем, в ГУЛАГе или «шаражке», создающих промышленно-ядерный щит страны. Которым так приятно гордиться на удалении, печалясь о «Союзе, который мы потеряли».

И неожиданно «либерасты» оказываются не только человечнее, но и честнее. Сосредоточенные на жизни «здесь и сейчас» они не рисуют человеку заманчивых иллюзий завтра, которые потом заканчиваются приватизацией. И - что немаловажно - они не требуют от человека бесконечной жертвы. Наоборот, они поощряют индивидуальное стремление к счастью, хоть и подменяя его сомнительным «раем консьюмеризма» (вопрос в том достижимо ли счастье в принципе в этой системе здесь не рассматривается). В итоге на чашу весов ложатся два предложения. В одном счастье обещается твоим потомкам. В другом - ты оказываешься сам кузнецом, что наковал - то и имеешь. При этом простая человеческая жизнь в первом случае обставлена скупой спартанской (как все-таки советские идеологи любили это слово - «спартанский»!) мебелью, купленной в порядке очереди. А во втором - эта же жизнь оказывается наполнена разными приятными мелочами. В том числе - и свободой передвижения.

Почему эта свобода (и ее отсутствие) так важны? Да потому что, строить коммунизм можно только за «железным занавесом». Человеческая природа устроена так, что она не хочет страдать ради призрачного завтра. Она хочет быть счастливой сейчас. И неважно кто ты - спартанец, советский человек или кореец - ты хочешь прожить хорошо свою жизнь. Железный занавес (как и Великая берлинская или китайская стены) выполняют одну функцию - отгораживают своих подданных от мира соблазнов. Поскольку трудно нести свою жизнь в тяготах и лишениях на алтарь «завтра», если рядом, в соседней стране, жители вкусно закусывают в ресторане и планируют отпуск на Гавайях.

И, как ни странно, именно эти «обыватели», чья жизнь в подавляющем большинстве не осенена светом «великого грядущего», и вносят главный вклад в развитие человечества. То, что восхищает нас в античной Элладе, ее философия, наука или искусство, оказывается созданным не идейными борцами за будущее - Спартой. А «планктоном» Афин, который просто стремился к счастью и, удовлетворив свою первую страсть к шопингу, рано или поздно не мог не задать себе вопрос: что это - счастье и в чем оно заключается? Создав, таким образом, среду для роста Сократов и Праксителей.

Философия, Цивилизация

Previous post Next post
Up