Туда - где нет людей, или наш первый поход с ночевкой ( Часть 4, Запретная гора)

Mar 02, 2019 15:33

...Итак, наш поход продолжился.

Открывшийся нам новый день в плане нагрузки, конечно, должен был быть ещё сложнее первого. Но в остальных отношениях (и особенно погоды)  он обещал стать просто чудным, к тому же нам предстояло пройти по шикарным местам. Так что выходить на дорогу мы могли только с радостью. Вообще наш путь лежал на Кемаль-Эгерек, а затем в Ялту, на автовокзал, но готовясь к походу, мы очень много читали о тех местах, по которым нам предстояло идти, поэтому, направляясь к Кемалю, мы не могли не посетить гору Басман: во всех источниках, в которые мы только могли заглянуть, писали о ней как о очень живописном месте. Более того, её вершина находится всего примерно в километре от основной дороги на Кемаль, следовательно, как говорится, - грех на неё не зайти. О самой горе расскажу чуть позже, сейчас же только прибавлю, что навигатор нам проложил на неё трехкилометровый путь, но в итоге мы увидели, что можно срезать, и для нас он уменьшился до двух километров.

Выходим на дорогу. Впереди - опять домики кордона "Кермен".

Да, теперь при дневном свете видно, что они сделаны в европейском стиле (фахверковая конструкция). Хотели бы мы себе иметь такую дачку в таких местах! :)... Но когда-то это была дача Крымского обкома партии. Вот, что пишут об этих местах в интернете: "Высокие чиновники прогуливались по местным лесам с ружьишком, для их нужд были устроены три искусственных озера, в них запущена рыба и раки. До сегодняшнего дня дожило только одно озеро - в нем водится довольно мелкие караси и раки. Остальные два превратились в болотца." Такие дела! ( http://jalita.com/big_yalta/forest/basman_kermen.shtml ).

По всей видимости это поворот к тем озерам, но к сожалению времени на них заглянуть не было. Они остались ещё одним поводом вернуться сюда.

"Так, что там у нас?"

По сути мы ночевали на границе заповедника! А теперь и вовсе пойдем по его территории...Что же, будем аккуратнее...

"Кажется нам - туда."

Первый километр пути мы шли через сосновый бор. Дорога часто поднимала нас вверх, что было не удивительно: до вершины Басмана нам нужно было набрать около 300 метров высоты. Но вот только в эти моменты очень сказывался вчерашний день с его VWVW... Хотя нет, вру, не «очень». «Очень» он ещё успеет «сказаться», но уже на склонах Кемаля.

Дорога нас вела словно к доброму осеннему солнышку, которое уже начало согревать воздух, так что вскоре нам пришлось снять куртки...

Шагали и по очереди обгоняли друг друга. Но чаще впереди оказывался Егор: конечно, с его-то крепким сном сил восстановить он сумел поболе!

Спустя где-то полчаса мы очутились на будто бы старой вырубке, уже начавшей зарастать. С неё открылись неплохие виды в стороны Бельбекской и Качинской долин.

Вот откуда-то оттуда мы пришли!

Старая вырубка плавно перетекла в приветливые лужайки, с которых увидеть можно было уже гораздо больше.

Во-первых, под сияющим солнцем вырисовалась главная цель и высшая точка нашего похода - Кемаль-Эгерек.

Егор покидает вырубку.

Во-вторых, вот мы и подобрались к вершине Басмана!

Затем мы пробирались сквозь смешанный лесок. При этом Егор спугнул целый табун оленей. Эти короли Крымского леса весьма прытки, и через пару мгновений они исчезли не то, что из нашего виду, но и слуху. А мы вскоре вновь оказались на опушке, откуда до вершины Басмана оставалось метров сто, крутых, местами скалистых и поросших низкорослым можжевельником. Начался штурм. Останавливались, наверное, больше из-за красот вокруг, чем из-за трудности подъема... А ещё из-за сипов!..

Последнее факельное шествие осень неизменно, из года в год, поручает осинам.

Открывается замечательный вид на массив Бойка и Счастливенское водохранилище.

Как раз глядя в сторону Бойки, мы вдруг заметили пролетающую совсем рядом, прямо над соснами, огромную птицу с белой головкой! Она вскоре взмыла в лазурь, к солнцу, и только после этого мы увидели, что там кружит множество ее собратьев. Сипы Белоголовые! Впервые видел их так много! Знал, что они любят компании и раньше часто наблюдал их парами, трио, квартетами, квинтетами (особенно с Барской поляны), но теперь я мог смотреть, как в поднебесье парят десятки этих красивых пернатых... Сип - птица из рода грифов: хищная и умная. По словам некоторых скотоводов, группы сипов могут гнать стадо к обрыву, рассчитывая на падение части животных. Во как! Но в википедии пишут, что ареал и общая численность этого вида постепенно сокращаются, и что у нас в Крыму вообще отдельная, изолированная популяция. Поэтому на этих умных хищников (или хищных умников - уж кому как угодно...:) ) я объявил сам себе открытие сезона единственного разрешенного вида охоты - «фото».

Так, то снимая на фотокамеру сипов и просторы, то просто любуясь ими, мы поднимались...

Маленькая полянка среди леса. Мы через нее пройдем чуть позже, выходя обратно, к основной дороге.

Ух ты, вон уже и те самые домики кордона "Кермен" завиднелись. По некоторым источникам (не знаю на сколько достоверным) когда-то они даже были дачей самого Ленина. Ой, т.е. Брежнева! И что я всё время говорю "Ленина"?! :)

Всматриваюсь в Бельбекскую долину в поисках родной деревеньки.

Загорское водохранилище уже выглядывает из-за лесов. За ним - пещерные города: Качи-Кальон, и на горах Кыз-Кермен и Тепе-Кермен.

Снова отрывок из факельного шествия...

Ну вот и вершина - наконец-то!

Крест - пик Басмана, мы на высоте 1138 метров.

А теперь, похоже, настало время кратко рассказать об этой горе (даже - хребте, просто с наивысшей одноименной точкой).

Басман в переводе с татарского указывает на место, куда «нельзя ступать человеку». Даже сейчас это один из самых глухих уголков Крыма, который редко посещают туристы, и отправляясь в этот поход мы знали, что идем в самое сердце Крымских гор. В его окружении - самые высокие вершины Крыма - Кемаль-Эгерек (1529 м), Демир-Капу (1540 м). Высота Басманского хребта в наивысшей точке - 1138 м, напротив него, через котловину речки Донга высится главная вершина - Роман-Кош (1545 м). Хребет разделяет бассейны двух притоков Качи - Донги и Каспаны. Он вытянут в меридиональном направлении с севера на юг. Через небольшую перемычку он соединяется с хребтом вершины Кемаль-Эгерек. С запада склон горы полого спускается в долину речки Каспана, с востока - круто обрывается в долину Донги (притоки Качи) отвесными скалами. В последних видны отверстия нескольких пещер. Всего на Басмане известно восемь пещер и одна вертикальная шахта - Медвежья - полость глубиной 62 метра. Однако в них мы в тот день не смогли даже заглянуть, потому что, во-первых, они, как уже было сказано выше, находятся в обрывах и чтобы в них попасть нужно спец. снаряжение, а во-вторых, потому что у нас попросту не оставалось времени на это... В годы Великой Отечественной войны склоны Басмана стали местом базирования партизанских отрядов.

(Фото Егора) Вот такая панорама развернулась перед нами, когда мы вышли на вершину. Всё, что вы видите на этом фото и всё, что мы могли видеть тогда перед собой, оказавшись у края басманских утесов: сами утесы, обрыв, и всё, что лежало за ним, - всё это смело можно называть просторами Крымского природного заповедника...

На вершине мы пробыли где-то с полчаса (хотя может и больше). Я то смотрел в бинокль, то ходил с фотоаппаратом по гребню волны горы туда-сюда (а, кстати, со стороны, особенно с юга или севера, Басман очень даже может напомнить волну, накатывающуюся как раз на заповедник; это я ещё надеюсь показать в следующей части), а Егор... Егор, в общем-то, тоже.

Амфитеатр склонов Главной гряды!

Бабуган-яйла с самой высокой вершиной Крыма - Роман-Кошем (1545 м).

Слева - Роман-Кош, справа Демир-Капу (1540 м), между ними - перевал "Гурзуфское седло".

Котловина р.Донги между Демир-Капу и Кемаль-Эгереком.

Взгляд на Качинскую долину.

В очередной раз смотрю в сторону Бельбекской долины.

Кордон "Кермен", а в дали можно заметить беленькие телескопчики КрАО.

Север. Где-то там за горами прячется Симферополь.

Басманские обрывы

Эта сосна обречена всегда созерцать горные дали заповедника. Не самая плохая перспектива, между прочим!

И, естественно, среди уже облетелых и бурых лесов, в глаза не может не броситься растянувшаяся под вершиной Малой Чучели и всё ещё сохраняющая жар осени осиновая роща. " Как здорово бы было сейчас по ней прогуляться!"

Но какая же чудная погода стояла! Ни дуновения, тишь, теплынь и так хорошо в одной футболочке на солнышке. Снизу, из-под обрывов доносился легкий шумок вод Донги. А иногда, когда сипы осмеливались пролетать совсем близко к нам, можно было уловить звук рассекания крыльями чистейшего воздуха. Фото-охота на них отсюда продолжилась.

Интересно, что большая часть сипов кружила над отрогами Кемаль-Эгерека. «Это не просто так!», - подумалось мне тогда. И действительно, это оказалось неспроста, но в этом мы убедились уже, когда дорога повела нас по склонам Кемаля...

Поймал одного красавца на фоне Демир-Капу.

Паря над котловиной Донги...

А эти два прилетели со стороны Чатыр-Дага.

Тут даже можно угадать в какую сторону дуют ветра чаще .

За те полчаса, что мы пробыли здесь, я окончательно влюбился в эту гору. И, даст Бог, непременно вернусь сюда ещё.

Напоследок - панорамка Егора (от юга до С-З)...

На смартфоне высвечивало 12, полдень. Пора было двигаться далее... (Продолжение следует)