На Яман-Таш в конце марта, или как мы успели сходить в горы до закрытия лесов (Часть 3)

May 22, 2020 14:39

...Ветер, терзавший вершину Яман-Таша с того самого момента, как мы на нем расположились, утих лишь под утро. Впрочем, тишины не настало: с первыми же признаками зари из леса начали раздаваться птичьи голоса, с каждой минутой все чаще и громче, пока всё это (надо сказать весьма скоро) не слилось в один единый гвалт. Что же, такова симфония весеннего утра у нас в горах.
Я, как обычно, в первую ночь похода спал не очень крепко, часто просыпался, отчасти из-за вышеупомянутых причин, так что пусть читателя не удивляет, откуда я знаю эти факты. Окончательно разбудил будильник около 6:30. Приоткрыл дверцу палатки, выглянул на свет: сквозь нависающие над тентом голые ветви деревца проглядывало словно укрытое высокой белесой пеленой небо. Ничего неожиданного. Появлявшиеся еще до полуночи, перед сном, прозрачные перистые облачка в звездном небе красноречиво намекали на смену погоды. Хотя громче всех об этом кричал ветер... Ткнув слегка товарища в бок, дабы тот просыпался, я быстро вылез из спальника и уже через минуту-другую принялся расхаживать по, так сказать, Яманташскому плато с фотоаппаратом в руках.  Ходил, конечно, не зря:

Наша стоянка.

На пути к краю...

Вид на скалы Сары-Кая. За ними выглядывает Басман.

Просыпающиеся дали.

Вернувшись к стоянке и заметив мелькнувшую в дверце палатки сонную физиономию друга, принялся раздувать угли в кострище. Плодами сей вентиляции легких, как вы догадались, стал окончательно взбодрившийся организм и закипающий через некоторое время чайник.

Солнце вышло прямо из вершины Кемаля.

Ну, а дальше был завтрак и такая скучная вещь, как сбор вещей и набивание ими рюкзаков для продолжения путешествия.
Сегодня у нас возвращение в цивилизацию через Синапное. Но до него еще нужно дойти.
Для начала в планах  было спуститься к реке Каспане, ибо у нас появилась информация о дороге к ней со стороны Яман-Таша. Вот мы и решили проверить, где там она прячется. Сперва вышли на газопросеку «Бахчисарай-Ялта», огибающую здесь скалы приютившего нас на ночь «Злого Камня».

Вот так она выглядела с Яман-Таша в то утро.

Ну, а так собственно изнутри.

Зная, что дорога к Каспане ответвляется от просеки ниже, мы спустились до её поворота под скалы, а затем свернули в лес, чтобы срезать, так что вышли мы на дорогу рядом с родниками Каламира 1 и 3.

По ходу спуска к ним отметили причудливо растущее дерево прямо из скалы.

Дорога оказалась вполне существующей и проходимой: спустила нас к Каспане быстро, и потом, перейдя на другой берег, пошла вдоль русла по террасе.

Не смотря на засуху и то, что это верховья речушки, она оказалась весьма полноводной. Впрочем, неспроста она считается самым мощным притоком Качи...

Мы спокойно пошли по течению, любуясь красивыми пенистыми каскадами.

Эх, легко дышится в весеннем лесу... Даже и не заметили, как добрались до места, где дорогу пересекал ручей и впадал в Каспану. Рядом был густо обросший мхом камень, с которого стекали струйки. Я поначалу подумал, что это и есть родник, но подняв взгляд, заметил чуть выше по склону каптаж. На Мепс.ми источник был не обозначен (теперь уже есть), и только оказавшись дома мы подсмотрели у Езерского (автор сайта "Родники Крыма"), что зовется он Суюнин-Чешме. Вода в нем оказалась весьма чистая и вкусная, так что у нас появилась прекрасная возможность наполнить наши бутылки доверху: путь еще предстоял далекий, а день разгорался очень уж теплый для конца марта.

Вот такой он. На бетоне - дата последней реконструкции.

В двухсот пятидесяти метрах ниже по дороге есть небольшая полянка. На ней притаилась маленькая т/с Каспана. Стоянка толком не оборудована,  но родник - рядом, есть кострище и места под палатки. Правда, как мы не старались, ни из одного уголка полянки так и не смогли заметить даже макушек гор: высокий лес, обступивший ее со всех сторон, напрочь скрыл все виды даже при том, что перепад высот с Кемальским гребнем здесь составляет солидные 800 - 900 метров.

На опушке стоит оленья кормушка.

Задерживаться здесь не было никакого смысла, и мы продолжили «наматывать» километры.

У дороги то и дело встречались вот такие прелести (Первоцветы).

Не прошло и полчаса, как мы вышли к экопоселению «Мудрое». Тут, как выяснилось, нас с другом ожидало расставание. Вообще мы редко с ним вот так разделяемся в походах, но в этот раз желание забраться на так называемые «Козырьки» пересилило во мне желание общения с другом. Ходим мы с ним, ходим круг этих «Козырьков», разговариваем о них, а все время откладываем заход на них. Да сколько можно? Закрыть бы этот вопрос уже раз и на всегда, вместо того, чтобы каждый раз проходить мимо и говорить, что надо бы зайти туда. Тем более, что времени и сил оставалось еще масса, и лишние 5 км - это не так уж и много. Вот так я думал в то утро.
А Егор не захотел по своим причинам: лишние километры, мозоли, все такое... Ну и решили разделиться. В итоге, Егора на полпути подобрал какой-то мужик на мотоцикле и в Симферополе он оказался гораздо раньше, чем я ожидал...

«Козырьки» - так называют скалы верхушки горы Коюнчик (677 м над у.м.) за их характерную форму. Ну, интересно стало посмотреть на них вблизи. К тому же, вид с горы обещал быть не плохим, а еще более интерес подогревало то обстоятельство, что в интернете про эту гору информации почти нет. Короче, отправился я покорять «Козырьки».

Перешел Каспану.

Гора находится чуть южнее кордона «Лесниково», между горами Хоянчих и Тепе-Мале, так что нужно было сделать крюк к западу. Поэтому быстро добрался до той самой газопросеки,  перешагнул Стилю, представляющую собой ручеек, а далее пришлось чуть напрячься и набрать около 150 метров по в основном южному склону, где солнце уже не грело, а поджаривало. Впрочем, с не большими остановками это не составило большого труда. Дорога, пройдя через вершину Хоянчиха, как раз подводила к «Козырькам», огибая их с запада.

Вон они уже впереди из леса выглядывают.

Оказалось, что к ним с южной стороны примыкает «Чаир» - так в Крыму называют лесные сады. Почти все они уже давно одичали, но зато в них можно встретить старые деревья, которым более пятидесяти, а то и ста лет, а летом-осенью еще и поесть «вкусняшки».

«Козырьки» протянулись, как оказалось, в два, а кое-где и в три ряда. Забраться с южной стороны на них не так уж и просто, потому что приходится находить расщелины между скалками, а они заросли кустарником и в основном колючим. Однако, хоть и с поцарапанной рукой, я всё же вылез на них, а заодно и покорил вершину горы Коюнчик.

Вид действительно отсюда хороший: открывается панорама Главной гряды Крымских гор от Чатыр-Дага на востоке, до отрогов Ай-Петринской яйлы на Западе.

Единственное, как раз ту часть, где находится Яман-Таш, по большей мере заслоняет соседняя гора Хоянчих.

Зато симпатично смотрятся Счастливенское водохранилище и Бойкинский массив за ним. Ну, и сами "Козырьки". Я бы сказал - это не типичные для Крыма скалки.

Сделав несколько фото со скал, я перекусил, после чего поспешил на автобус в Синапное.
Остаток пути большей частью проходил по уже давно знакомым местам и не представлял собой уже чего-то интересного, а ко всему еще и был сопряжен с усталостью. Тем не менее вокруг царила весна, и это заметно поднимало настроение.

Дорога лежит через охотничьи угодья.

Шмели опыляют цветущий терн.

Выход к кордону "Лесниково".

Последнюю фотографию сделал на выходе к Загорскому водохранилищу... Зрелище печальное. Март месяц, в это время водоемы всегда наполнены максимально или близко к тому.... Но засуха, и водохранилище не набралось после сухой осени и на половину.

Завершая свой рассказ об этом походе, скажу, что, если вам придется проходить через Загорское водохранилище, лучше обходите КПП, ибо все равно не пустят (меня не пустили, и не первый раз), только лишние метры, а то и километры намотаете, так как придется возвращаться. Тем более, что на современных картах, основанных на OSM, обходные пути прорисованы.

Подведем итоги:
1) Из Счастливого можно спокойно добраться до Яман-Таша по дорогам и тропам. Это наиболее простой и близкий путь к этой скале. Единственный непонятный участок пути без видимой тропы или дороги находится между родником Эпсари и руслом верховья Стили.
2) Газопросеку под Яман-Ташем и Каспану соединяет хорошая лесная дорога.
3) Современные смартфоны позволяют фотографировать звезды даже с самодельным штативом.
4) Гора Коюнчик интересна «Козырьками» и видом с них. Рядом, кстати, расположена древняя крепость (исар Тепе-Мале).
5) Ну, вот, пока я все это писал, карантин сняли, и можно опять в лес :)