"
К 2018 году Краснодарский край должен производить 100 тысяч тонн тепличных овощей в год" - такая "
новость в будущем времени" стоит в качестве заголовка на портале администрации края в публикации совещании о перспективах развития АПК Кубани, прошедшей под предводительством Кондратьева все в той же администрации.
Но куда интереснее заголовка и прогнозов о светлом продовольственном будущем содержательная часть материала:
В сегодняшних условиях достичь этой цели невозможно, поскольку доля производства собственных ранних и тепличных овощей слишком мала. В общем объеме - всего 9%. В межсезонье их дефицит приходится восполнять в основном за счет импорта, констатировал руководитель региона. За год действия продуктового эмбарго ситуация фактически не сдвинулась с мертвой точки. Кроме того, практически отсутствует гарантированный рынок сбыта для сельхозпроизводителей. Они попросту не знают, куда деть выращенный товар.
Как рассказал фермер из Крымского района Сергей Колтаевский, до 60 процентов помидоров пропадает на поле. Причин тому несколько, в том числе нехватка средств на оплату труда работников. Но главная - в отсутствии логистической цепочки от фермера к потребителю.
- Нужна некая структура, которая заказывала бы нам производство: столько-то томатов, столько-то огурцов, которая знала бы как овощи перепаковать, каким образом доставить до сети и каким образом купит его покупатель. И, поверьте, никаких запредельных цен на помидоры в итоге не будет! Фермеру будет выгодно, чтобы все отдать с поля, а не сгноить там 60-70%, - заверил Сергей Колтаевский.
Таким связующим звеном между производителем и потребителем должна стать система потребкооперации и закупок на селе, а также создание логистических центров, уверен Вениамин Кондратьев.
- Я другого пути не вижу, кроме как создание замкнутой сети, начиная от фермера, завершая так называемым «пищевым холодильником» или «продуктовым элеватором», доведением до конкретных федеральных сетей. Неделя срока, и мне нужен конкретный ответ - возможно это или нет. Если возможно, то четкая технология, как это сделать. Больше времени нет, - дал поручение врио губернатора министру сельского хозяйства края Андрею Коробке.
Как отметил председатель ЗСК Владимир Бекетов, между перерабатывающими предприятиями и фермерами нужно заключать долгосрочные договоры, в которых была бы прописана стоимость продукции. Это тоже добавит уверенности и четкости во взаимодействие двух сторон.
- Как любая дорога начинается с первого шага, так и здесь нужно начать с договорных отношений, - считает глава кубанского парламента.
Еще одно препятствие на пути к возрождению кубанского овощеводства - конкуренция с привозными продуктами.
- Зачастую иногородние субъекты пытаются попасть на полки разными путями. С этим будем бороться. Мы будем стучать, доказывать, что кубанское должно быть в первую очередь у нас. В том числе, в детских садах, школах и так далее, - подчеркнул и.о. вице-губернатора Андрей Коробка.
Насколько я помню, идею реально и активно развивать импортозамещение сам новый аграрный вице-губернатор озвучивал еще раньше в интервью "Вольной Кубани". Пути решения все те же - создание необходимой инфраструктуры, выстраивание логистических цепочек, протекционизм и традиционный кубанский патернализм.
Окей, развитие инфраструктуры - вещь нужная. "Умный" протекционизм, возможно, тоже не помешает. Но все равно возникает ряд вопросов по той концепции, которую Андрей Коробка собирается презентовать губернатору. Оговорюсь сразу, что я не специалист в экономике и агробизнесе. Так что вопросы от "неспециалиста" и "простого жителя Кубани", но тем не менее:
- Предполагает ли готовящаяся в недрах администрации края продовольственная концепция затруднение доступа иностранных и иногородних товаров на Кубанский рынок в ближайшем времени? - Если да, то нас ждет стремительный рост цен и появление дефицита.
Вроде бы сейчас краевая прокуратура из-за всех сил борется с ростом цен на продовольственные товары. А одна из причин роста цен - продовольственные санкции, которые были введены не проклятой "Гейропой" и "Обамкой-обезьянкой", а правительством России.
Не кажется ли уважаемой администрации что предвыборная пора не лучшее время для роста цен. Электорат ведь может и не понять шутки юмора...
- Означает ли "создание замкнутой сети, начиная от фермера, завершая так называемым «пищевым холодильником" добровольно-принудительные отношения в которых фермерам фактически не останется выбора, как сдавать свою продукцию в краевое ведомоство?
Если это так - насколько данная схема будет выгодна для малого и среднего бизнеса? Насколько она позволит развиваться крестьянским хозяйствам? Сейчас многие аграрии жалуются на перекупщиков, скупающих урожай за бесценок и продающих его втридорога. Нет ли риска, что такая же схема буде выстроена на уровне региональной власти?
- Для успешного развития бизнеса нужно несколько вещей, включая доступные аграриям финансовые инструменты и снятие административных барьеров, которых сейчас не мало. Как уважаемая краевая администрация собирается думать в данном направлении. Я уж молчу про поставки необходимой техники и технологий, доступ к которым в последнее время ужесточился из за санкций и антисанкций.
Понятно, что Кондратьев и Ко не отвечают за внешнюю политику РФ и экономическую конъюнктуру. Понятно, что экономический кризис кроме Шувалова никто не отменял. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что без кредитов и технологий экономика особенно не развивается. И решение этих насущных проблем - задача первостепенная.
Ну а так, выстраивание логистических цепочек и протекционизм могут сказаться позитивно на состояние сельского хозяйства. Вот только с конкурентами нужно бороться не запретительными мерами, а созданием благоприятных условий для своих аграриев и бизнесменов. Тогда цены на продукты питания действительно будут падать, а не расти... ИМХО.
И да,
создание аграрного совета при губернаторе , ИМХО вещь здравая, как бы весело это не звучало)