Некоторое время назад давал комментарий для одной из краснодарских газет об активности местных представителей властей в социальных сетях. Комментарий мой так и не опубликовали, так что запощу его здесь, в развернутом виде.
Оговоримся сразу, что под "социальными сетями" мы понимаемым" многочисленные социальные сетевые сервисы", куда помимо привычных нам "Однокласников" и "Вконтакет" входят блоги, микроблоги, видеохостинги (напр. Youtube) и мобильные приложения (напр. Instagram).
Сегодня использование "социальных сетей" прочно вошло в повседневный быт большей части жителей нашей страны, став одной из важнейшей составляющей в жизни многих из них. А значит политикам, желающим эффективно вести диалог собственными гражданами, крайне необходимо использовать социальные сети, как инструмент коммуникации. Тем более, что в современных условиях, он иногда оказывается эффективным, чем традиционные СМИ. (Отмечу, что зачастую, блоги и микроблоги ведутся не самими политиками, а их помощниками или пресс-службами).
Грамотное присутствие в социальных сетях, безусловно, положительно сказывается на работе руководителя региона или муниципалитетов. Наверно интересным примером может являться присутствие в Twiiter губернатора Кубани
Алекандра Ткачева. Несмотря на некоторые "косяки" в ведение аккаунта, микроблог губернатора остается одним из самых популярных из списка чиновников-блогеров в России. Однако после ряда скандалов, в "твиттере Ткачева" стало меньше записей, меньше сообщений личного характера и прямых ответов гражданам. Такое впечатление, что пресс-служба губернатора тщательно продумывает, какой контент публиковать. А это делает блог более официозным и менее живым. Тем не менее, в блоге Ткачева по прежнему можно увидеть его личные мнения (правда более вымеренные, чем раньше). Его внимательно читают многие Кубанцы, местные политики, журналисты и чиновники. Тем самым руках администрации края по прежнему находится эффективный инструмент.
Пожалуй, мода на блоги, которую ввел нынче забытый многими президент Медвеедев, являются частью тех немногих позитивных изменений, которые остались нам от его правления. И прежде всего, это конечно мода на Twiter. Собственно, по примеру Ткачева, twi-аккаунтами обзавелись многие главы администраций и руководители ведомств. Другие "соц. сети" у представителей власти не в чести. У части из них есть аккаунты в Facebook, Instagram или Одноклассниках. Но зачастую, такие аккаунты являются либо личными (не официальными), либо создаются на период ведения избирательной кампании или первого года у власти. Так например у мэра Сочи Анатолия Пахомова был собственный блог, который он забросил, попутно перестав устраивать встречи с блогерами).
Причем большая часть аккаунтов используется кубанскими чиновниками, как средство трансляции официальных новостей , площадка для публикации своей позиции по тем или иным вопросам и просто книга, жалоб. Если взять на скидку несколько любых чиновничьих микроблогов, то большая часть их контента будет содержать новости ведомства или администрации, сообщение с заседаний, полезную и не очень информацию для граждан.
Редко кто из чиновников постоянно в социальных сетях отвечает на обращения граждан. В этом плане позитивный пример подает краснодарский градоначальник
Владимир Евланов. Его Twitter по содержанию выглядит более живым, чем у многих коллег. При этом здесь можно увидеть как ответы на вопросы, которыми занимается городская администрация, так и реплики на твиты обычных пользователей. Владимир Лазаревич как-то признался, что его аккаунт частично ведется пресс-службой. Но в данном случае такая откровенность - только плюс к градоначальнику. Я критично отношусь к нашему мэру, но ИМХО pr-работа в данном направление поставлена хорошо. Среди активных твитерян можно вспомнить также мэров Анапы и Новороссийска,
Сергея Сергеева и
Владимира Синяговско го. В принципе у большинства глав районов, мэров, депутатов и крупных руководителей администраций есть свои тви-аккаунты. Однако у многих они заброшены, как у главы Сочи Анатолия Пахомова (попутно он и ЖЖ забросил), или не ведутся вовсе как микроблог главы моего Западного внутригородского округа
Дмитрию Логвиненко, где всего одна запись.
Ну и конечно позитивным примером нахождения представителя власти в соц. сетях является депутат ЗСК
Алексей Гусак. Алексей стал известным в социалках задолго до своего депутатства. Причем политика отличает коммуникабельность и умение вести диалог в интернете. Обзаведясь депутатской корочкой Гусак не забросил свои аккаунты, а наоборот, стал подробно описывать свою деятельность, тем самым популяризируя себя (и ЗСК) в целом. И привлекая внимание многочисленных читателей к актуальным проблемам Краснодара (а порой подключая их к решению этих самых проблем).
Нельзя сказать кому важнее присутствие в социальных сетях: чиновникам или депутатам, поскольку по факту оно важно любому управленцу, взаимодействующему с большим количеством граждан. Соц. сети - это такой же инструмент, как телефонная связь или автотранспорт. Тот управленец, который наиболее эффективно использует этот инструмент, соответственно получит наибольшие политические преференции. Конечно, многие чиновники и даже депутаты до сих пор не пользуются «соц. сетями» или пользуются ими эпизодически. Но время таких людей постепенно уходит в прошлое.