Очередной форум в Давосе показал, что у российского правительства так и не появилось внятной программы, которая обеспечила бы стабильный экономический рост.
Пошел уже пятый год с начала глобального кризиса, но российские власти все не могут найти надежный способ снять Россию с нефтяной иглы и обеспечить условия для высоких темпов экономического роста вне рамок "сырьевой модели". Новой любимой игрушкой кабинета Медведева, похоже, станет аграрно-промышленный комплекс и давно позабытый статус кормильца Старого Света.
К выступлению премьер-министра Дмитрия Медведева на Давосском экономическом форуме эксперты приготовили 3 сценария развития России, и все они были пессимистическими. Первый, представленный Олегом Цывинским из Йельского университета, предусматривает разделение страны на "богатые" и "бедные" регионы с увеличением разрыва между ними в будущем. Второй (его представил Сергей Гуриев из Российской экономической школы) предполагает рост социального недовольства вследствие бездействия правительства в сфере институциональных реформ. И, наконец, третий сценарий представил бывший министр финансов России Алексей Кудрин. Он содержит типичную для бывшего главного финансиста страны страшилку - резкое сокращение доходов бюджета из-за падения цен на нефть до $60 за баррель.
Все три сценария Медведев назвал нереалистичными. "Ни один из них не кажется мне абсолютно реалистичным, и даже не потому, что это сценарии, при которых власть ничего не делает. Они не дают точных данных, количественных прогнозов, в которых легко ошибиться. Это действительно анализ того, как могут разрешиться различные неопределенности, существующие в нашей экономике, и к чему это может привести", - заявил премьер.
Он заверил участников форума, что зависимость страны от сырьевых рынков преувеличена, и подкинул новую идею для раздумий - объявил Россию потенциальным аграрным лидером и поставщиком интеллектуальных услуг.
С одной стороны, Россия, по сути, уже является крупной аграрной державой. По объемам производства зерна она входит в число ведущих игроков мирового рынка, по мясу птицы - вышла на уровень обеспечения собственной продовольственной безопасности. Однако страна расположена в зоне рискованного земледелия, а собственных ресурсов не хватает для того, чтобы без ущерба переживать такие природные катаклизмы, как засуха. За последние три года Россия один раз полностью перекрыла экспорт зерна за рубеж, а в этом году на две трети взвинтила внутренние цены, чтобы не остаться без зерна на внутреннем рынке. Установками по поливу воды оснащена мизерная часть всех площадей. Планы по расширению посевов есть, но то не хватает ресурсов для их обработки, то появляются нормативные акты, которые повышают риски владения пахотными землями вблизи городов. В целом, по мнению экспертов, государство делает недостаточно для развития АПК (подробнее об этом читайте здесь).
Что же касается поставок интеллектуальных услуг, то пока вместо них Россия активно поставляет за рубеж своих интеллектуалов. Именно отток интеллектуального капитала из нашей страны глава "Роснано" Анатолий Чубайс назвал на недавно прошедшем в Москве Гайдаровском форуме фундаментальным показателем того, что Россия больна, несмотря на в общем-то вполне приемлемые макроэкономические показатели - дефицит бюджета, валютные резервы и внешний долг.
Хотя амбициозные инновационные проекты в России вроде бы созданы, но громких сенсаций и технологических прорывов они не породили. Поднять на щит государственной пропаганды пока явно нечего. Напротив, появляются негативные сигналы - снижение рейтингов российских университетов, большие претензии к новой экзаменационной системе и попытки пересмотра школьной программы путем исключения ряда классических произведений в пользу современных авторов.
Не случайно главными достижениями России Медведев назвал не научно-технический прорыв, а стабилизацию численности населения (не уточнив, правда, что эта стабилизация происходит за счет сокращения коренного населения и роста числа мигрантов), полноценную интеграцию в глобальные рынки (проще говоря - завершение 18-летних переговоров по вступлению в ВТО), а также формирование институтов, обеспечивающих экономический рост на основе инвестиций и инноваций. Не много, учитывая тот факт, что за все посткризисные годы - а именно в эти годы Медведев был президентом и премьером - России так и не удалось выйти на уровень роста ВВП в 5%. В прошлый кризис, после дефолта 1998 года, экономика России испытывала гораздо больше энтузиазма, и первые годы темпы роста приближались к 10%.
По итогам нынешнего года Россию, похоже, тоже не ожидает ничего хорошего. На деловом завтраке в рамках форума глава правительства особо отметил, что считает реалистичным рост ВВП России и мировой экономики в 2013 году на уровне 3%. Это подтверждает предположения независимых экспертов о том, что из-за отсутствия реформ и продуманной программы развития российская экономика и дальше будет замедляться.