Насколько я понимаю, проблема советско-российского образования не в количестве знаний, а в и их характере. И в способе их употребления. Советская школа фактически возникла при Сталине в начале тридцатых.
В задачи входило: 1. Накачивать школьников техническими знаниями для подготовки в вузы и техникумы (технические в первую очередь)
2. Накачивать их заведомым вздором в области общественных и гуманитарных наук.
3. Приучать их механически пользоваться готовыми формулами и решениями.
4. При этом, отучать самостоятельно думать и самостоятельно искать решения.
Такой школа была в мое время (1960-70) и позже. Какая сейчас не знаю, но вероятно недалеко ушла. Ведь учителя и принципы прежние.
Известная шутка о том, что советский интеллигент - человек с высшим образованием, но без среднего, даже и не шутка вовсе, а реальность. Общие знания о мире, обществе, о социальных законах, о взаимодействии разных наук получают (в нормальных условиях) именно в средней школе. А в советской школе их либо не получали вовсе, либо получали ложные. Потом человек шел в институт, там насасывался специальных знаний и, как правило, еще усугублял невежество в общих вопросах. Иногда, даже в смежных профессиях.
Я знал одного известного профессора-археолога и этнографа, уверенного в существовании «еврейских генов». Да и врачей тоже. А советские и нынешние историки - это особая песня.
Вообще, по моему опыту, самая косная и не умеющая думать группа советского населения - люди с высшим образованием и научными титулами, кандитаты и доктора, которым сейчас от 50 до 70. Они получали этой гадости по-максимому.
Да, все верно. Думаю, единственное место, кроме семьи, где можно было в советское время получить более или менее приличное среднее образование (и то - по соответствующим предметам) - это ФМШ. Всё остальное зависело от отдельных учителей - кому как повезло. Не знаю, как сейчас ФМШ. Есть интересные олимпиады, которые проводят математики. А вот массовое образование становится все хуже, поскольку мало кто понимает, что он делает в школе и почему. А те, кто пишет программы и учебники - о, это отдельная песня...
По одному из телеканалов сейчас идет игра "Кто умнее пятиклассника" (по английской лицензии). Всякие известные люди (не только телеперсоны) отвечают на элементарные вопросы из школьной программы с 1-го по 5-ый класс (математика, русский,география, астрономия, природоведение, музыка, ИЗО и т.д.). До финиша не доходит почти никто. Есть возможность пару раз воспользоваться помощью реальных пятиклассников. Не всегда действует - так что дело не только в забывании взрослыми "ненужных" знаний.
Не так все просто. Скажем, советский школьный курс истории - мы все понимаем его специфику. Но! Это пыл ПОЛНЫЙ и, в целом, внутренне непротиворечивый курс. То есть некая система, данная в своей целостности. изучение такой системы - для умного человека само по себе полезно. Дальше. Не мои наблюдения, а специалистов, работавших со школьниками: как ни станно, корректировать представления в сторону большей адекватности здесь гораздо легче у тех, кто эту "лжеисторию" как следует выучил, чем у тех (при прочих равных), кто ее прогулял. И это понятно - им есть , от чего отталкиваться, есть реперы, ориентиры.
Советская школа фактически возникла при Сталине в начале тридцатых.
В задачи входило:
1. Накачивать школьников техническими знаниями для подготовки в вузы и техникумы (технические в первую очередь)
2. Накачивать их заведомым вздором в области общественных и гуманитарных наук.
3. Приучать их механически пользоваться готовыми формулами и решениями.
4. При этом, отучать самостоятельно думать и самостоятельно искать решения.
Такой школа была в мое время (1960-70) и позже. Какая сейчас не знаю, но вероятно недалеко ушла. Ведь учителя и принципы прежние.
Известная шутка о том, что советский интеллигент - человек с высшим образованием, но без среднего, даже и не шутка вовсе, а реальность. Общие знания о мире, обществе, о социальных законах, о взаимодействии разных наук получают (в нормальных условиях) именно в средней школе. А в советской школе их либо не получали вовсе, либо получали ложные. Потом человек шел в институт, там насасывался специальных знаний и, как правило, еще усугублял невежество в общих вопросах. Иногда, даже в смежных профессиях.
Я знал одного известного профессора-археолога и этнографа, уверенного в существовании «еврейских генов». Да и врачей тоже. А советские и нынешние историки - это особая песня.
Вообще, по моему опыту, самая косная и не умеющая думать группа советского населения - люди с высшим образованием и научными титулами, кандитаты и доктора, которым сейчас от 50 до 70. Они получали этой гадости по-максимому.
Reply
Думаю, единственное место, кроме семьи, где можно было в советское время получить более или менее приличное среднее образование (и то - по соответствующим предметам) - это ФМШ. Всё остальное зависело от отдельных учителей - кому как повезло.
Не знаю, как сейчас ФМШ. Есть интересные олимпиады, которые проводят математики.
А вот массовое образование становится все хуже, поскольку мало кто понимает, что он делает в школе и почему. А те, кто пишет программы и учебники - о, это отдельная песня...
Reply
Есть возможность пару раз воспользоваться помощью реальных пятиклассников. Не всегда действует - так что дело не только в забывании взрослыми "ненужных" знаний.
Reply
Reply
Leave a comment