Целиком разделяю Ваше ,Дмитрий, стремление к "осмысленности и комплексности". Но Ваши выводы убеждают не всегда. Концентрация на внешне/к архитектурному процессу/политическом аспекте дает результат,принципиально малоотличный от советского "архитектуроведения". Только место истмата-вульгарного социологизма-занимает антисоветское памфлетирование. При этом обоснованность критики совстроя у меня сомнений не вызывает, просто как метод анализа архитектурного творчества, эта критика,скажем так, далеко не достаточна. Затрагивая "мотивы действий,действительные взгляды и душевное движения,побудительные мотивы" вы входите в сферу психологии творчества,в которой внешнее давление /кстати, наличествующее ВСЕГДА/ является важным, но далеко не исчерпываающим фактором. Именно потому,что политология сегодня затопила архитектурные исследования, и шагу нельзя ступить без ритуальных проклятий "людоеду Сталину", как бы заслуженны они не были, я бы выступил за мораторий на "политику". И сосредоточения на формально- стилистическом анализе. Впрочем,даже для
( ... )
Дмитрий, "убеждения архитектора"- штука сложная и,порой, переменчивая. Подверженная как внутренней эволюции, так и внешнему воздействию. Мне представляется, что Вы склонны недооценивать первое и абсолютизировать второе. Мы с Вами пережили период 70-80 годов, когда эволюция от брутализма к "радикальному классицизму" проходила на наших глазах,побуждаемая исключительно внутриархитектурными стимулами. Вы не замечаете ,помимо политического давления и внутреннего,объективного и естесственного эволюционного развития в советской архитектуре 20-30гг? Если не во всей, но в творчестве ряда ключевых мастеров /наиболее яркий пример-Буров/, Вы не замечаете классицистической компоненты в тв-ве Корбюзье, явно усиливавшейся к поздним 30-м? Вы не видите общего "поправения" архитектурного процесса во всей предвоенной Европе, в том числе и авангарда /поздние работы Х.-П.Ауда,например/? Кроме того, вы,кажется склонны противопоставлять "добровольный творческий полет" конструктивазма "искалеченному политикой" сталинскому "классицизму"? Разве консруктивизм
( ... )
Может быть я что-то недооцениваю, а что-то абсолютизирую. Но это надо доказать. Я не согласен практически со всем Вашими утверждениями в этот тексте. По-моему это набор тех самых мифов, которые я стараюсь опровергнуть, но спорить нет смысла, поскольку они декларированы, а не аргументированы. Обмен декларациями непродуктивен, а в ЖЖ другого варианта нет. Если Вы считаете, что мои методы исследования приводят к неверным выводам, то единственный вариант это доказать - написать рецензию на мою книгу, или на отдельные ее части, с подробным доказательством всего вышесказанного.
Кроме того, вы,кажется склонны противопоставлять "добровольный творческий полет" конструктивазма "искалеченному политикой" сталинскому "классицизму"? Разве консруктивизм был менее насильственен? Так же как масштаб раннебольшевистских репрессий уступал сталинским? ....................... По-моему, Вы путайте разные вещи. СССР в 20-е, досталинские, годы тоже был вполне фашистским репрессивным государством, но государственная цензура в архитектуре была введена официально только в 1932 г., а предпосылки этого процесса начали проявлять себя только с 1929 г. В отличие от гражданских свобод, художественная свобода в досталинском СССР реально существовала. Конструктивизм был действительно свободным художественным явлением, а введение сталинского "возрождения наследия" очевидным актом насилия.
"Конструктивизм был действительно свободным художественным явлением, а введение сталинского "возрождения наследия" очевидным актом насилия".На мой взгляд,это утверждение нуждается в пояснении":Конструктивизм Весниных был столь же свободным художественным явлением, как и палладианство Жолтовского. А конструктивизм Щусева был таким же приспосорблением к враждебной конъюктуре ,как и классицизм позднего Гинзбурга
( ... )
Comments 8
Reply
Reply
Reply
Reply
Я не согласен практически со всем Вашими утверждениями в этот тексте. По-моему это набор тех самых мифов, которые я стараюсь опровергнуть, но спорить нет смысла, поскольку они декларированы, а не аргументированы. Обмен декларациями непродуктивен, а в ЖЖ другого варианта нет.
Если Вы считаете, что мои методы исследования приводят к неверным выводам, то единственный вариант это доказать - написать рецензию на мою книгу, или на отдельные ее части, с подробным доказательством всего вышесказанного.
Reply
Кроме того, вы,кажется склонны противопоставлять "добровольный творческий полет" конструктивазма "искалеченному политикой" сталинскому "классицизму"? Разве консруктивизм был менее насильственен? Так же как масштаб раннебольшевистских репрессий уступал сталинским?
.......................
По-моему, Вы путайте разные вещи. СССР в 20-е, досталинские, годы тоже был вполне фашистским репрессивным государством, но государственная цензура в архитектуре была введена официально только в 1932 г., а предпосылки этого процесса начали проявлять себя только с 1929 г.
В отличие от гражданских свобод, художественная свобода в досталинском СССР реально существовала.
Конструктивизм был действительно свободным художественным явлением, а введение сталинского "возрождения наследия" очевидным актом насилия.
Reply
Reply
Leave a comment