Бывайце, спадарыня Арына...

Apr 10, 2012 14:08



"Спадарыня Арына", "пані Арына" - так мы называли её в нашем клубе "Вялікае княства". Я и сейчас прекрасно помню эту не слишком большую комнату на третьем этаже домика центра внешкольной работы "Маяк", где мы околачивались целыми днями и вечерами. В уже далёкое и чудесное время больше 10 лет назад.
Центры внешкольной работы тогда ещё не были всецело подчинены нынешней бюрократии, из них ещё не делали, как теперь, советскую казарму. Мы сами были хозяевами в своей уютной клубной комнате, в которой тогда стоял дух настоящей средневековой мастерской. У стен стояли роскошные хоругви с портретами величественных великих литовских князей, на стенах висели прекрасные дворянские гербы, на полках книги, с которых смотрели на нас гордые рыцари, а на столике стоял старый кассетный магнитофон, игравший удивительную, неведомую доселе нам музыку. Ещё более удивительным открытием для меня было то, что всё это принадлежало когда-то культуре нашей земли. То, о чём я только обрывочно и непрофессионально слышал где-то в школе или в прессе, собралось здесь во всей своей красоте.
Спадарыня Арына, когда видела мой интерес к какой-либо либо вещи, гравюре, картине с доброй гордостью и своей характерной загадочной улыбкой рассказывала про неё пару слов. От неё я впервые услышал удивительно красивые имена и названия нашего великокняжеского средневековья. Томаш Фалькониюш, Стефан Зизаний, Альбрехт Гаштольд, Астафий Волович, фундуш, ухвала, фара, рокош - от этих имён, названий веяло мощью и красотой древних замков, таинственным полумраком готических сводов, стуком подков на средневековых мостовых. Так спадарыня Арына открывала мне удивительный мир, который я теперь мог познавать и воссоздавать вместе с другими участниками её клуба.
В то замечательное время мы выходили фехтовать на мечах прямо в коридор у нашей комнаты или на площадку у крыльца "Маяка". Иногда устраивали даже целые мини-бугурты, о которых всю жизнь мне теперь будут напоминать два шрама на лице (и это здорово!). Я был лучником, и когда выходил тренироваться, вешал мишень на куст сирени неподалёку. Проходящие милицейские патрули таращились, но почему-то вопросов не задавали :)
В тех же коридорах у комнаты устраивались и средневековые танцы. Иногда приходили и давали импровизированные концерты Дмитрий Сосновский или Алексей Чумаков из Старого Ольсы. А вообще, каждую неделю у нас проходило что-то интересное, непременно связанное с реконструкцией чего-то из тех, казавшихся нам прекрасными и удивительными, великокняжеских столетий.
Сколько замечательных исторических материалов тогда было мною прочитано, сколько новой музыки, благодаря спадарыне Арыне, было мною услышано... Первые альбомы Старого Ольсы на кассетах появились у меня именно благодаря ей. А сколько чудесных концертов, реконструкторских фестивалей, "игрушек", которые мы прошли вместе! Я до сих пор бережно храню свои карточки участника всех фестивалей, в которых принимал участие:




И кое-что из сохранившихся клубных реликвий тех лет:




И конечно же, все свои одежды и доспехи!
А где-то там в клубном фотоархиве ещё плёночных фотографий остался и я на многих-многих снимках.
В клубе мы всегда по-доброму посмеивались над рассеянностью спадарыни Арыны. Она постоянно забывала, куда клала вещи, даже те, которые только что держала в руках. Мы с друзьями до сих пор повторяли незабвенную фразу "А дзе ж гэта мае нажнічкі?", которую спадарыня Арына (она в клубе много шила и работала с ножницами) повторяла чаще всего. И каждый из нас, когда оказывался в такой же ситуации (мы ведь тоже теряли свои молотки, отвёртки, заклёпки и чертежи), выражал свою растерянность этой цитатой из пани Арыны. За добрым пивом мы веселились и предлагали сделать эту фразу девизом нашего клуба, вместо Patria Super Omnia :)
Однако же, при всём при этом, когда я уже покинул рыцарское движение, спадарыня Арына всегда узнавала меня среди простых посетителей рыцарских фестов, тепло улыбалась, интересовалась как у меня дела.
Теперь я ещё лучше, чем раньше понимаю, какой радостью было помочь пани Арыне найти её нажнічкі. И с каким удовольствием я бы вновь услышал этот её добрый смешной вопрос...
Спадарыня Арына покинула этот мир, а вместе с ней ушла и какая-то частичка меня. Мы вместе вкладывали душу в наше общее тогда дело, а она помогла мне с огромной пользой провести мою юность и во многом помогла стать тем, кем я есть сейчас.
Наверное, нельзя сказать, что таких людей, как она теперь уже нет, а дело, которым она занималась, погибло. Рыцарское движение, белорусская фолк-музыка стали профессиональнее, какие-то знания о белорусском средневековье сейчас есть у большего количества людей, чем тогда. Но всем этим мы во многом обязаны именно пани Арыне - она была подвижником и просветителем своего времени. Она возродила то, чем будут, я надеюсь, увлекаться ещё многие поколения.
Мои огромные соболезнования её родственникам, особенно юной Ружаночке, которую я помню ещё маленьким трёхлетним белокурым ангелочком.
Упокой Господи душу пани Арыны...
Previous post Next post
Up