Rycerz Niepokalanej. Sierpien 1939.

Sep 17, 2011 21:25

72 года назад пала под ударами нацистской Германии и СССР 2-я Речь Посполитая. Именно в том чёрном 1939 году (а отнюдь не в 1795) последняя часть Беларуси окончательно потеряла шансы пойти по цивилизованному европейскому пути развития, с сохранением экономических и культурных традиций и элит, взращиваемых здесь ещё со времён Великого Литовского княжества. С 17 сентября 1939 года Беларусь была целиком заметена в глубокий "совок", в коем она пребывает до сих пор. А между двумя "пришествиями Советов" был ещё и кровавый нацистский погром... Исчезла с лица земли наша местечковая еврейская культура, древние христианские храмы превратились в хлева, а не менее древние усадьбы - в руины. Последнее время, правда, присутствуют некие корявые попытки показной реанимации того, что раньше успешно истреблялось - и, по-моему, больше для иностранцев, нежели для себя (за исключением храмов, разве что). Но в любом случае, и восстановленные(?) замки Несвижа и Мира, и единичные отреставрированные дворянские гнёзда - это лишь театр, лишь искусственная видимость существования культуры и традиций. За накрашенным фасадом - пустота или, в лучшем случае, скучные музейные стенды. Традиции здесь не живут, не действуют, не производят так, как это есть, например, в Шотландии, где мировые бренды виски до сих пор выпускают на частных винокурнях. А мы уже никогда не попробуем радзивилловских абрикосов из фольварка Заозерье, фирменного литовского сыра из Городеи, форели из прудов дворян Бохвицев в Паулиново... Зато у нас есть БелАЗ, линия Сталина и Национальная библиотека
В общем, трагичность этой даты трудно переоценить.
В связи с этим, возможно, интересно будет узнать, чем в то время жила Польша в свои последние дни. - Она сражалась. До последнего бодрилась, уповала на Бога и старалась не терять присутствия духа. Об этом говорит имеющийся у меня артефакт тех дней - номер францисканского журнала "Rycerz Niepokalanej" за август 1939 года. Сентябрьский номер уже не вышел.
Этот журнал широко распространялся по подписке на территории Беларуси. И этот номер тоже, как гласит адрес на обратной стороне обложки когда-то читал в застенке Бор Феликс Забелло - скорее всего, он был из обедневших шляхтичей.


























Previous post Next post
Up