Первомайское или немного о ранних советских плакатах.

May 01, 2010 22:59




Если бы была на свете номинация вроде "Самый эротичный советский плакат", то вот этот победил бы даже без конкурса! :) Вызван к жизни он, очевидно, бодростью и оптимизмом первых послереволюционных лет - когда казалось, что освобождённый пролетариат преодолеет все буржуазные условности предыдущего строя, а революционная весна позовёт человека к счастью, как птицу к полёту. Боттичеллиевская девушка в прозрачных одеждах - это и в самом деле параллель с картиной "Весна" итальянского художника. Та "Весна" знаменовала собой начало эпохи Возрождения с её культурно-эстетическим идеализированием человека. А эта пролетарская весна по замыслу художника должна была, очевидно, знаменовать полное и окончательное освобождение человека от пут всяческого рабства. Однако действительность оказалось более чем не такой романтичной.
Скорее, этот плакат сильно выбивался из общих настроений тогдашних околопролетарских культурных течений. Среди последних куда больше был популярен тоталитарный футуризм с его показательным девизом "Новое искусство может быть только насилием, жестокостью". С 1914 года Российская империя существовала на военном положении, а гражданская и прочие войны начала 1920-х годов довели кровавый свистопляс до предела. Винтовка и наган плотно приросли к большевистским рукам, и они их уже не выпускали. Общество теперь должно было существовать как стальная машина, направляемая (погоняемая) сверху кормчими комиссарами. В такой ситуации не до проявления женственности. Женщина должна была быть словно высеченной при помощи заводского пресса и формы с глазами зомби, в которых застыла тупая ненависть к врагам революции. Казалось, что такую женщину не лечит врач, а ремонтирует механик.




Затем простой сельский парень Сосо Джугашвили принёс новую эпоху и новый женский идеал. Революционный период надежд закончился - должно было настать время стабильного труда во имя свершений и открытий под чутким руководством. Новой женщиной теперь была мясистая розовощёкая бабища, напоминающая неолитических богинь плодородия.




В её лице и теле читалась как неограниченная детородность и неисчерпаемый трудовой потенциал, так и непритязательность культурных запросов. Та утончённая худышка с первого плаката и теперь была не ко двору - такая не построит Беломорканал, не запустит ДнепроГЭС и не вспашет за трудодни колхозную землю. Да и китчевый сталинский официоз в сфере культуры с ней не сочетался, даже несмотря на возрождение античных мотивов в некоторый видах искусства.
На плакатах всей сталинской эпохи (военное время не в счёт) невозможно было встретить красивую женщину. Даже в нацистской Германии они были, не говоря уже о признанных красотах в Америке. Сталинский же плакат оставался по части представления женщин неизменно унылым или просто уродливым.




Только один раз на плакате оказалась красивая женщина.




Это плакат художника Виктора Борисовича Корецкого. Откуда на нём такая красавица - загадка. Остальные женские образы у него вполне заурядные. Наверное, это была иностранка.
Ну а пресловутый первомайский плакат написал художник Сергей Иванович Иванов. Он начинал как театральный декоратор ещё в царской России, и это, кстати, многое объясняет. Тогда, наверное, ещё учили нормально изображать женщину. Кстати, эти свои навыки он и при новом строе не утратил. Вот его картина 1929 года, называется "Нерида".




Очень даже неплохо. И почерк характерный проскальзывает ;)
Previous post Next post
Up